Когда-то мы столкнулись с отцом двух, не то трех ребят. Человек он был сердитый, о детях отозвался безнадежно: «Словами я воспитывать не умею, а физически не справляюсь». Фраза показалась типичной, и мы вставили и фразу и папашу этого в одну статью.
И после он частенько вспоминался, потому что не раз приходилось встречать родителей, полагавших, что возможны лишь два пути в воспитании: путь грубого принуждения и путь убеждения словом.
Принуждение мы с вами отвергли. Но посмотрим, что такое словесное воспитание в том виде, как понимает его большинство взрослых. Спору нет, слово — могучее оружие. «Язык горами качает» — говорят в народе. «Слово не стрела, а сердце разит».
Но… И даже целый ряд «но».
Первое «но» — почти повальная болтливость родителей. Мы не в состоянии ограничиться коротким, энергичным замечанием, точно нацеленной репликой. Нам кажется, что пространная, солидно аргументированная речь произведет большее впечатление. И мы произносим речи.
Представьте себе сцену, которую наверняка наблюдали, а то и сами разыгрывали. Малыш напроказил. Подросток надерзил. Значительным голосом его приглашают на беседу. «Будет серьезный разговор, — зловеще предупреждают домашние. — Садись и слушай». Окружающие хранят на лице торжественно-скорбное выражение. Таким образом сначала нагнетается атмосфера.
Затем один из родителей или оба по очереди пускаются в длинные монологи, характеризуя свое здоровье, вклад в дело расцвета семьи, обилие лишений и трудностей, связанных с выращиванием ребенка. Родители ярко живописуют горячее чувство благодарности и послушание, которыми чадо должно было бы отвечать на заботу близких. А вместо того… далее следует исторический обзор всех недозволенных поступков коварного чада и, наконец, изображение страшной судьбы, каковая постигнет провинившегося и его родственников, если вышеуказанные запретные деяния повторятся вновь. Если у говорящего хватит дыхания, он присовокупит еще что-нибудь насчет гибели цивилизации в обществе, где все вздумают вести себя как вразумляемый ныне отрок или карапуз.
Похоже, не правда ли? И вы мните, что добились своего? Считаете, что цель достигнута? Увы, это маловероятно.
Вы крайне утомили ребенка, оглушили лавиной упреков и требований. Но большая часть сказанного пошла мимо ушей, отскочила, не затронув. Он, конечно, делал вид, что слушает. У него затекла шея, онемели ноги, но он старался не вертеться и не смотреть по сторонам. Он изнемог, ожидая, пока вы замолчите, и можно уже будет промямлить те вялые обеты, которые он мысленно приготовил.
Уф! — с сознанием исполненного родительского долга вы утираете влажный лоб. Уф! — внутренне оживает ребенок в предвкушении свободы.
Он попытается день, неделю не вызывать повторения нудной проборки. Но он не прозреет от ваших проповедей, не прочувствует вслед за вами их смысл, не поднимется на новую моральную ступеньку. Что это — равнодушие, испорченность? Вовсе нет.
Приглядитесь, что произошло. Вы ораторствовали — он в основном молчал. Вы излагали мнение семьи о его настоящем и будущем — он держал свои оценки при себе. Вы требовали время от времени признания вашей правоты с его стороны — он вынужденно, односложно соглашался. Был сплошной монолог, был расчет на пассивное усвоение изрекаемых вами истин. Вы не выяснили, что он думает, что переживает, что отвечает вам (не вслух, потому что боится подлить масла в огонь).
В своих сентенциях вы ориентировались на массу внешних факторов: жаловались на сердце, ставили в пример сверстников, ссылались на собственный опыт, на истории, случившиеся где-то рядом, вы апеллировали к нравственным нормам, восклицали: «Неужели тебе не стыдно?! Неужели ты не хочешь?!..» Но вы не опирались на что-то реальное в нем самом — на его желания, затаенные детские или отроческие мечты, страхи, планы, на то, что в глубине души он находит самым важным.
И после он частенько вспоминался, потому что не раз приходилось встречать родителей, полагавших, что возможны лишь два пути в воспитании: путь грубого принуждения и путь убеждения словом.
Принуждение мы с вами отвергли. Но посмотрим, что такое словесное воспитание в том виде, как понимает его большинство взрослых. Спору нет, слово — могучее оружие. «Язык горами качает» — говорят в народе. «Слово не стрела, а сердце разит».
Но… И даже целый ряд «но».
Первое «но» — почти повальная болтливость родителей. Мы не в состоянии ограничиться коротким, энергичным замечанием, точно нацеленной репликой. Нам кажется, что пространная, солидно аргументированная речь произведет большее впечатление. И мы произносим речи.
Представьте себе сцену, которую наверняка наблюдали, а то и сами разыгрывали. Малыш напроказил. Подросток надерзил. Значительным голосом его приглашают на беседу. «Будет серьезный разговор, — зловеще предупреждают домашние. — Садись и слушай». Окружающие хранят на лице торжественно-скорбное выражение. Таким образом сначала нагнетается атмосфера.
Затем один из родителей или оба по очереди пускаются в длинные монологи, характеризуя свое здоровье, вклад в дело расцвета семьи, обилие лишений и трудностей, связанных с выращиванием ребенка. Родители ярко живописуют горячее чувство благодарности и послушание, которыми чадо должно было бы отвечать на заботу близких. А вместо того… далее следует исторический обзор всех недозволенных поступков коварного чада и, наконец, изображение страшной судьбы, каковая постигнет провинившегося и его родственников, если вышеуказанные запретные деяния повторятся вновь. Если у говорящего хватит дыхания, он присовокупит еще что-нибудь насчет гибели цивилизации в обществе, где все вздумают вести себя как вразумляемый ныне отрок или карапуз.
Похоже, не правда ли? И вы мните, что добились своего? Считаете, что цель достигнута? Увы, это маловероятно.
Вы крайне утомили ребенка, оглушили лавиной упреков и требований. Но большая часть сказанного пошла мимо ушей, отскочила, не затронув. Он, конечно, делал вид, что слушает. У него затекла шея, онемели ноги, но он старался не вертеться и не смотреть по сторонам. Он изнемог, ожидая, пока вы замолчите, и можно уже будет промямлить те вялые обеты, которые он мысленно приготовил.
Уф! — с сознанием исполненного родительского долга вы утираете влажный лоб. Уф! — внутренне оживает ребенок в предвкушении свободы.
Он попытается день, неделю не вызывать повторения нудной проборки. Но он не прозреет от ваших проповедей, не прочувствует вслед за вами их смысл, не поднимется на новую моральную ступеньку. Что это — равнодушие, испорченность? Вовсе нет.
Приглядитесь, что произошло. Вы ораторствовали — он в основном молчал. Вы излагали мнение семьи о его настоящем и будущем — он держал свои оценки при себе. Вы требовали время от времени признания вашей правоты с его стороны — он вынужденно, односложно соглашался. Был сплошной монолог, был расчет на пассивное усвоение изрекаемых вами истин. Вы не выяснили, что он думает, что переживает, что отвечает вам (не вслух, потому что боится подлить масла в огонь).
В своих сентенциях вы ориентировались на массу внешних факторов: жаловались на сердце, ставили в пример сверстников, ссылались на собственный опыт, на истории, случившиеся где-то рядом, вы апеллировали к нравственным нормам, восклицали: «Неужели тебе не стыдно?! Неужели ты не хочешь?!..» Но вы не опирались на что-то реальное в нем самом — на его желания, затаенные детские или отроческие мечты, страхи, планы, на то, что в глубине души он находит самым важным.