Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста

Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста

Наибольшее беспокойство у родителей и педагогов вызывают синдром двигательной расторможенности, задержка психического развития, неврозы и неврозоподобные состояния детей младшего школьного возраста.

Двигательная расторможенность, или гипердинамический синдром, относится к числу частных нервно-психических проявлений дошкольного возраста, но и у младших школьников он наблюдается в 5—10 % случаев (вдвое чаще у мальчиков, чем у девочек). Характерное проявление этого расстройства — двигательное беспокойство, непоседливость, лишние движения, неустойчивость внимания и низкий уровень сосредоточенности. Еще в дошкольном возрасте родители отмечают у малыша повышенную активность, хотя не всегда придают ей значение. Ребенок не может долго усидеть на месте, спокойно заняться игрой. Он все время вскакивает, бегает, прыгает, трогает и перекладывает с места на место вещи. Наблюдаются колебания настроения — от бурной радости до раздражительности и даже агрессивности. Повышенная двигательная активность продолжает проявляться в подготовительной группе детского сада и при поступлении в школу. Такой ребенок с большим трудом привыкает к школьному режиму и приносит много огорчений родителям и педагогам. Его повышенная возбудимость способствует возникновению конфликтов с учителями и сверстниками. В некоторых случаях выраженная двигательная расторможенность сопровождается заметными нарушениями поведения: на уроках ребенок беспокоен, вертляв, говорлив, нередко встает среди урока и ходит по классу, мешает проводить урок, задает учителям и воспитателям много не относящихся к уроку вопросов, не выслушивает ответа, высказывает свое мнение и т. д. Внимание его неустойчиво, легко отвлекаемо, он неохотно включается в учебный процесс, дома также непоседлив, суетлив, шумно играет, не любит выполнять домашние задания.

При нормальном психическом развитии повышенная двигательная активность и слабость концентрации внимания создают трудности в овладении школьными навыками. Причиной столь своеобразного нервно-психического расстройства нередко являются последствия незначительной ранней органической недостаточности мозга (незначительная патология во время беременности и родов, инфекционные заболевания нервной системы, травмы головы, перенесенные в первые годы жизни ребенка).

Родители должны своевременными мерами воспитания правильно воздействовать на личность ребенка, прежде всего корригировать его поведение. Важно не допустить возможной задержки развития навыков письма, чтения, счетных операций, что может легко привести к педагогической запущенности, второгодничеству, а иногда и к социальной запущенности. Очень большую роль в социальной адаптации ребенка играет семья. Родителям следует поддерживать постоянный контакт с воспитателями детского сада, а затем с учителями. При правильно организованной педагогической и социальной направленности к 9—10 годам проявления повышенной активности постепенно уменьшаются и полностью исчезают.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay