Интеллект детей с ранним аутизмом

Интеллект детей с ранним аутизмом

Изучение интеллекта детей с ранним аутизмом показало, что 2/3 детей отстают в умственном развитии, а у 1/3 — нормальный интеллект.

Большинство авторов предполагают, что нарушения интеллектуально-познавательной деятельности у значительной части детей с ранним аутизмом вторичны и в их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, речи, моторики, в частности отсутствие потребности в контакте с окружающими, слабость побуждений, недостаточность активного внимания.

Дети с сохранным интеллектом могут обучаться в массовой школе. В младших классах они испытывают трудности в усвоении школьной программы, что связано с длительным и сложным для них периодом адаптации. У некоторых с поступлением в школу усиливаются болезненные проявления: сохраняя изолированность от коллектива одноклассников и взрослых, они либо категорически отказываются выполнять задания, либо выполняют их только под контролем учителя. На уроках одни дети пассивны, безразличны к занятиям, другие — погружены в мир собственных переживаний, фантазий, их трудно заинтересовать учебной работой.

При правильной организации индивидуального учебно-воспитательного процесса у детей постепенно сглаживаются черты аутистического поведения, они адаптируются к школьному режиму, коллективу, хотя и наблюдается сниженная потребность в контакте с детьми и взрослыми. Однако не всегда наступает компенсация. У некоторых происходит видоизменение болезненных проявлений: возникает стремление к «творчеству”: они пытаются писать стихи, сказки, рассказы, занимаются своеобразной деятельностью, которая носит формально-регистрирующий характер, составляют географические карты, без разбора выписывают заголовки из журнальных и газетных статей, занимаются нелепым коллекционированием, запоминают ненужные цифры, номера телефонов и т. д. Если у детей наряду с аутистическим поведением отмечается снижение интеллекта, их обучают в специальных классах для детей с задержкой психического развития или во вспомогательной школе (в зависимости от степени интеллектуального дефекта).

Одна из основных задач в воспитании больного ребенка — пробудить у него интерес к игровой и учебной деятельности, к окружающей среде, наладить контакт со взрослыми и сверстниками. Целенаправленно проводимая родителями воспитательная работа помогает нормализовать игровую деятельность, активность таких детей, что во многом способствует их выздоровлению.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay