К группе младших школьников относятся дети семи — одиннадцати лет. В этом возрасте усиленно развиваются и крепнут скелет и мышечная система, усложняется структура головного мозга за счет увеличения размеров нервных клеток и их дифференцировки. Начало этого периода совпадает с поступлением ребенка в школу, изменением всего уклада его жизни. Развитие психики ребенка в этот период определяется перестройкой системы жизненных отношений, появлением качественно новых обязанностей. Учебные занятия и школьный ритм жизни способствуют развитию мышления, речи, сосредоточенности, целенаправленности, усидчивости, необходимых трудовых навыков.
Начальный этап обучения в школе бывает трудным для большинства детей. Программа первого класса не сложна, ею овладевает каждый здоровый ребенок. При ежедневном посещении школы и постепенном привыкании к новому режиму у ребенка появляется интерес к занятиям, завязывается дружба с одноклассниками, он здоров и весел.
Нельзя, однако, считать, что полноценное развитие — это обязательно только отличные оценки по всем предметам. Имеются качественные особенности в психическом развитии и овладении знаниями у учащихся одного и того же класса. В начальных классах некоторые дети с большим трудом усваивают школьную программу. Их относят к категории слабых. Однако при правильно организованной педагогической и воспитательной работе они продвигаются в общем развитии, которое является основой успешного усвоения знаний и навыков. Педагогу и родителям очень важно своевременно начать индивидуальные занятия с таким ребенком. Индивидуальный подход должен быть направлен не только на усвоение знаний и навыков, но и на физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие школьника.
Стойко неуспевающие учащиеся начальной школы направляются к психоневрологу и на медико-педагогическую комиссию для определения причин неуспеваемости и степени их интеллектуального недоразвития или задержки развития, для решения вопроса о переводе их в специальную школу.
У большинства нормально развивающихся детей этот критический период жизни (7 лет) проходит не всегда гладко. Часто родители отмечают изменение в состоянии ребенка: появляются раздражительность, плаксивость, непослушание, теряется аппетит, иногда нарушается сон. Уроки такой ребенок выполняет либо суетливо, поспешно, либо очень медленно, пассивно, отвлекаясь по любому поводу. Дольше и сложнее проходит адаптация к школьному режиму у детей, не посещавших подготовительной группы детского сада. Такие дети, привыкшие дома быть в центре внимания, обнаруживают, что в классе на них никто не обращает особого внимания. При этом страдает их самолюбие, и они пытаются любым способом выделиться из общей массы. В лучшем случае они становятся старательными в учебе, в худшем — начинают нарушать дисциплину, дерзить, паясничать. Робкие, застенчивые, неуверенные в себе дети становятся замкнутыми, возникает страх перед плохой оценкой, устным ответом у доски, наказанием при любой оплошности. У некоторых учащихся формируется отрицательное отношение к школе.
Временное нарушение поведения возникает в результате изменения режима и утомления. Отчего же наступает утомление? Первоклассник попадает в незнакомый коллектив, у него появляются новые обязанности, к нему предъявляют многочисленные требования. Ребенок должен просидеть за партой в определенной позе 45 минут; он должен не только молча сидеть, но и внимательно слушать учителя, запоминать; правильно держать ручку и выводить все новые и новые буквы, научиться читать и многому другому, с чем ему раньше не приходилось сталкиваться. До этого его жизнь проходила в игре, а тут необходимо трудиться и мало двигаться.
У семилетнего ребенка двигательная активность повышена. Способность сознательно тормозить двигательную активность начинает развиваться только при правильном физическом воспитании и режиме дня. Установлено, что дневная активность детей с началом обучения в школе по сравнению с дошкольным периодом падает до 50 %. Первое время ребенку бывает трудно вести себя спокойно во время урока. Он вертится, отвлекается, разговаривает, нередко может встать среди урока из-за парты. Учитывая слабость тормозных нервных процессов и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности каждого первоклассника, педагог во время урока проводит кратковременные перерывы, физкультпаузы.
Хотя в этом возрасте происходит заметный рост мышечной ткани, повышение силы, выносливости и упругости мышц, формирование мелких костей и мышц кистей рук еще не заканчивается. Поэтому тонкая дифференцированная работа во время письма требует длительной и постоянной тренировки. Нередко по возвращении из группы продленного дня малышу хочется бегать, прыгать, играть, резвиться, петь и шалить, а родители предлагают ему переписать плохо выполненное домашнее задание. Добиваясь красоты и скорости письма, некоторые родители заставляют ребенка переписывать задание несколько раз, не понимая, что этим они утомляют его. Ребенок начинает ерзать, плохо писать или отказывается выполнять задание. По-видимому, такие родители не подозревают, что пребывание в школе утомило ребенка и ему необходима двигательная разрядка. Родителям не следует раздражаться, повышать голос, требовать сидеть спокойно. Экспериментально было установлено, что школьники при категорическом требовании сидеть спокойно на уроке совершают ногами около 34 движений в минуту, что указывает на некоторый дефицит мышечной нагрузки. Постоянный запрет активного движения тормозит развитие различных систем организма ребенка. Понижение двигательной активности, длительная вынужденная поза за партой вызывают спазм мелких кровеносных сосудов, что может привести к общему повышению кровяного давления. Создание оптимального двигательного режима в школе и дома уменьшает утомление, значительно повышает адаптацию физиологических функций и улучшает успеваемость школьников.