Половое воспитание

Половое воспитание

Дети в 7—8 лет, а иногда и раньше, начинают задавать вопросы о различиях между полами, о подробностях зачатия и рождения животных и людей, о менструации и поллюции и даже о половом акте. При опросе детей выясняется, что они уже кое-что знают. Сведения почерпнуты от сверстников, старших ребят, из телевизионных передач. Девочки бывают откровеннее и чаще обращаются к матерям с такими вопросами, мальчики значительно реже задают эти вопросы отцам. Большинство матерей не отвечают прямо, объясняют упрощенно либо заведомо неправильно («детей находят в капусте», «аист приносит» и т. д.). Такие ответы не удовлетворяют ребенка, т. к. он уже слышал от товарищей иное, а в скором времени все равно узнает все более подробно и достоверно. Авторитет матери падает, ребенок перестает задавать ей волнующие его вопросы. Ограждая ребенка от запретной темы, не отвечая правильно на вопросы, родители тем не менее вместе с детьми смотрят фильмы, не предназначенные для детей, не всегда контролируют свое поведение на пляже, во время праздничного застолья, при детях позволяют себе двусмысленные высказывания, а иногда даже пошлые, непристойные шутки, каламбуры. Дети все слышат, замечают, но недостаточно осмысливают, а в будущем случайно услышанные высказывания взрослых могут помешать установлению нормальных отношений с друзьями, с любимыми.

Родители должны уделять внимание половому воспитанию детей младшего школьного возраста. Если родители устраняются от столь важного вопроса, то дети получают эти сведения от сверстников и старших детей, нередко в искаженном виде. Отвечать на вопрос ребенка нужно сразу. Беседу следует проводить з спокойной обстановке, не спеша, доверительно, доброжелательно, с необходимым тактом, учитывая возраст и развитие ребенка. Ответив на один вопрос, нужно быть готовым к следующим. Поэтому родителям надо ознакомиться с научно-популярной литературой по вопросам полового воспитания, обратиться за советом к врачу. Некоторые родители опасаются, что полученные ребенком знания будут повышать его сексуальные интересы. Это неверно. Если разговор ведется литературным, общедоступным языком, то эти знания не развратят ребенка. Пагубное влияние на него может оказать столкновение с аморальным, безнравственным поведением взрослых.

Дети младшего школьного возраста воспринимают спокойно сведения о вопросах пола. Значительно болезненнее на подобные беседы реагируют подростки, поскольку у них уже сформировалось свое, иногда извращенное понятие о вопросах пола. В возрасте 11—12 лет при появлении первых признаков полового созревания, но еще до появления менструации, мать должна объяснить девочке, что это нормальный физиологический процесс и рассказать о необходимой гигиене.

Наиболее часты сексуальные проявления, при нервно-психических расстройствах, они зависят от возраста, пола, степени зрелости и своеобразия личности. Большие трудности представляет правильная классификация проявлений детской сексуальности.

Являются ли эти проявления условно-физиологическими или патологическими?

При нервно-психических расстройствах в младшем школьном возрасте наиболее часто встречается онанизм. Он может сочетаться с эротическими фантазиями и представлениями. Ранняя сексуальная направленность проявляется по-разному: у девочек 7—9 лет — в объятиях, поцелуях с мальчиками, а иногда и со взрослыми мужчинами, в повышенном внимании к их половым органам. Мальчики этого возраста стремятся обнять мать (родственницу, постороннюю женщину), прикоснуться, прижаться к ее ногам, телу. Эти проявления считаются патологическими, если они упорно и длительно проявляются у мальчика или девочки до полового созревания. Нерегулярный онанизм можно расценивать как физиологический, как проявление саморегуляции половой функции и не является патологией.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay