Самовоспитание становится ведущим фактором в формировании характера. Процесс самовоспитания протекает не всегда гладко: иногда девочка, воспитывая в себе женскую «неприступность», оказывается одинокой, так как ее прямолинейное поведение отталкивает сверстников и сверстниц; другая для преодоления скованности и стыдливости нарочито ведет себя развязно. Мальчик, чтобы не показаться робким, затевает драку, грубит, иногда прибегает к крайним формам воспитания смелости: например, прыгает с моста в реку и т. д. У некоторых подростков появляется склонность к излишнему самоанализу («самокопанию»).
Главное содержание жизни подростков — школа, учеба, отношения с товарищами. В этот период у них формируются новые интересы, увлечения, появляется желание выработать такие качества личности, которые необходимы в необычной обстановке. Они по-своему понимают храбрость, силу и выносливость, возражают против рекомендаций взрослых, в своих мечтах строят планы самостоятельной, особой жизни, резко отличающейся от повседневной реальности. У некоторых подростков возникает внутренний конфликт между существующими возможностями и желаниями, и они ищут пути реализации своей мечты. Если взрослые вовремя не разберутся в неправильных суждениях подростков, то они могут забросить учебу, попасть под дурное влияние. Часто в этом возрасте интересы носят познавательный характер, и чем больше школьники узнают, тем сильнее у них потребность узнать новое об интересующем предмете, явлении. Взрослые должны направлять, углублять их познавательные интересы. Много исследований посвящено «трудным» подросткам. Этим вопросом занимаются педагоги, врачи, социологи. Однако трудно дать рациональный совет всем родителям сразу, предложить всем один и тот же рецепт, как наладить контакт с «трудным» подростком.
Часто приходится слышать от родителей и педагогов недоуменный вопрос: почему хороший, здоровый ребенок стал «трудным»? Какие причины приводят к возникновению отрицательных черт личности, выделяющих подростка из общей среды, приносящих огорчение родителям и школе? Как перевоспитать, исправить «трудного» подростка и не допустить дальнейшего патологического формирования личности?
Чтобы ответить на такие вопросы, нужно в каждом конкретном случае тщательно изучить причины, которые изменили личность ребенка. Причин много, но чаще всего это неправильное воспитание в семье. Принято считать, что только в неблагополучных семьях формируются патологические черты личности. Неблагоприятной для воспитания детей и подростков считается распавшаяся семья, пьянство членов семьи, психически больные родители, систематические конфликты между матерью и отцом, тяжелые материальные условия и т. д. В первые годы после революции, в период разрухи и голода считалось, что тяжелые материальные условия и низкий уровень культуры приводят к тому, что подросток становится «трудным». Но далеко не все дети, которые были беспризорными, при помещении их в детские дома стали трудными для воспитателей. Да и из «трудных» вырастали честные, трудолюбивые люди.
Содержание жизни подростков
Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Фото: Коллекция/iStock, Pixabay