Если внимательно проанализировать историю педагогической мысли от древнейших времен до наших дней, то одной из ведущих идей большинства педагогических произведений является идея воспитания ребенка в духе гуманизма. Любовь к человеку, гуманное отношение к нему — вот что является основным в процессе воспитания. Такую точку зрения на воспитание утверждали русские социал-демократы, она отчетливо выражена в работах К. Д. Ушинского, ее проводила в своих педагогических трудах Н. К. Васильев, отстаивал А. С. Макаренко, она красной нитью проходит в работах В. А. Сухомлинского.
Принцип гуманизма сложился давно. В противоположность религиозному пониманию морали гуманисты считают человека венцом природы, центром мироздания и утверждают, что человек достоин быть свободным от всякого социального и духовного угнетения, он может избавиться от несправедливости, пороков и невежества и должен совершенствовать себя как личность.
Высшей формой гуманизма является альтруистический гуманизм, ибо полное воплощение принципов гуманизма возможно только при альтруизме, когда, как указывал В. И. Колосов, обеспечиваются «полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества». Гуманизм провозглашает во взаимоотношениях между людьми любовь и уважение к человеку, предполагает создание в обществе подлинно человеческих условий, необходимых для гармонического развития личности.
Как же научить ребенка быть чутким, отзывчивым, тактичным, внимательным к людям? Как научить его сердце добру? Этому в первую очередь способствует любящее отношение к ребенку близких. Мы об этом уже говорили, но еще и еще раз можно повторить: любящая семья, члены которой внимательны друг к другу, — основа воспитания в ребенке доброты и его доброжелательного отношения к окружающим. А из чего состоит это внимательное и доброжелательное отношение к людям? Как оно складывается? Что такое любовь к людям? С чего начать воспитывать эту любовь? Со слов: «люби Сережу», «люби бабушку», «люби человека»?
Принцип гуманизма сложился давно. В противоположность религиозному пониманию морали гуманисты считают человека венцом природы, центром мироздания и утверждают, что человек достоин быть свободным от всякого социального и духовного угнетения, он может избавиться от несправедливости, пороков и невежества и должен совершенствовать себя как личность.
Высшей формой гуманизма является альтруистический гуманизм, ибо полное воплощение принципов гуманизма возможно только при альтруизме, когда, как указывал В. И. Колосов, обеспечиваются «полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества». Гуманизм провозглашает во взаимоотношениях между людьми любовь и уважение к человеку, предполагает создание в обществе подлинно человеческих условий, необходимых для гармонического развития личности.
Как же научить ребенка быть чутким, отзывчивым, тактичным, внимательным к людям? Как научить его сердце добру? Этому в первую очередь способствует любящее отношение к ребенку близких. Мы об этом уже говорили, но еще и еще раз можно повторить: любящая семья, члены которой внимательны друг к другу, — основа воспитания в ребенке доброты и его доброжелательного отношения к окружающим. А из чего состоит это внимательное и доброжелательное отношение к людям? Как оно складывается? Что такое любовь к людям? С чего начать воспитывать эту любовь? Со слов: «люби Сережу», «люби бабушку», «люби человека»?
Вряд ли таким абстрактным путем мы добьемся каких-либо успехов. Огромное значение имеет пример: «Сережа, наша бабушка заболела, я поеду к ней, побуду с ней, сделаю все, что надо, а ты за домом присмотри, забери Олю из детского сада, накорми ее». Но, конечно, этого мало, потому что так мы можем воспитать у ребенка лишь чувство обязанности или необходимости: «Я обязан вымыть посуду, сходить за сестрой в детский сад, ничего не поделаешь, мама поехала к больной бабушке». Мы учим ребенка тому, как надо заботиться о другом, помогать, но при этом не затрагиваем основного сердца, и ребенок, помогая, заботясь, в душе будет недоволен: «Сколько можно болеть бабушке, вечно мама там пропадает, а мне каждый раз самому наливай борщ, вари сосиски и вермишель! — Надоело уже за этой Олькой ходить в детский сад, поиграть некогда!” Одного «приучения» помогать кому-то и этим выражать любовь к нему явно недостаточно. Необходимо чувство заботы о другом, чувство сопереживания, сострадания. Только тогда, когда ребенок не просто понимает, что надо зайти за Олей в детский сад, но и испытывает чувство сострадания к уставшей матери, чувство жалости к старенькой и немощной бабушке, только тогда такое поведение не будет ему в тягость. Чувство заставляет ребенка переживать чужую беду как свою собственную. «У раненого я не спрашиваю о ране, я сам становлюсь раненым», — писал У. Уитмен. «Сочувствие — одна из форм человеколюбия», — подчеркивается во всех руководствах по этике. Выражается сочувствие в понимании другого человека, в оказании ему моральной поддержки, в готовности прийти другому на помощь. Сочувствие — это сопереживание, сострадание, соболезнование. Только тогда, когда, как говорил В. А. Сухомлинский, ребенок не умом, а сердцем поймет боль другого, мы можем быть спокойны — мы воспитали в нем то самое важное, что называется любовью к людям.
Конечно, воспитание в ребенке сострадания далеко не исчерпывает всех вопросов нравственного воспитания, ибо нравственность — понятие более широкое. «Современная нравственность требует не сладенькой жалости к человеку, сострадательности к нему, а оказания действенной помощи людям. Сочувствие к интересам человека практически должно выражаться в борьбе против социальной несправедливости. Такое сочувствие основано не на милости, а на признании прав человека, не на снисходительности, а на высокой требовательности к человеку. Такое сочувствие не унижает, а утверждает достоинство личности».
Итак, сочувствие, сострадание — это эмоциональный компонент доброжелательного отношения к окружающим, тот стимул, который делает доброту человека по-настоящему искренней. Чувства гуманные присущи только человеку, и возникли они в процессе совместной жизни людей, они — выражение общности, солидарности людей.
Настоящая доброта несовместима с подлостью, лицемерием, ханжеством. Чувство сострадания активно, вызывает желание помочь человеку, если он в этом нуждается, или сказать ему прямо и открыто о его вине, мягко, но не преуменьшая ошибок, показать, в чем он заблуждается. Именно эти чувства и лежат ” в основе формирования у ребенка доброго отношения к окружающим, человеколюбия, доброжелательности, являются «противоядием» от эгоизма и жестокости.
Конечно, воспитание в ребенке сострадания далеко не исчерпывает всех вопросов нравственного воспитания, ибо нравственность — понятие более широкое. «Современная нравственность требует не сладенькой жалости к человеку, сострадательности к нему, а оказания действенной помощи людям. Сочувствие к интересам человека практически должно выражаться в борьбе против социальной несправедливости. Такое сочувствие основано не на милости, а на признании прав человека, не на снисходительности, а на высокой требовательности к человеку. Такое сочувствие не унижает, а утверждает достоинство личности».
Итак, сочувствие, сострадание — это эмоциональный компонент доброжелательного отношения к окружающим, тот стимул, который делает доброту человека по-настоящему искренней. Чувства гуманные присущи только человеку, и возникли они в процессе совместной жизни людей, они — выражение общности, солидарности людей.
Настоящая доброта несовместима с подлостью, лицемерием, ханжеством. Чувство сострадания активно, вызывает желание помочь человеку, если он в этом нуждается, или сказать ему прямо и открыто о его вине, мягко, но не преуменьшая ошибок, показать, в чем он заблуждается. Именно эти чувства и лежат ” в основе формирования у ребенка доброго отношения к окружающим, человеколюбия, доброжелательности, являются «противоядием» от эгоизма и жестокости.