Средний школьный возраст, или подростковый период

Средний школьный возраст, или подростковый период

Подростковый возраст требует к себе особого внимания родителей и воспитателей. Это критический период в интенсивном биологическом, психическом и социальном развитии ребенка. По мнению большинства авторов, подростковый возраст в среднем совпадает с обучением в V-VIII классах школы и охватывает период с 11 до 15 лет, а у некоторых затягивается до 18 лет. Особое значение подросткового периода отражено в других его названиях: «критический», «трудный», «переходный». Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности желез внутренней секреции, в частности гипофиза, особенно его передней доли, выделяющей гормон, который стимулирует функционирование других эндокринных желез (половых, щитовидной, надпочечников). Их совместная деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме ребенка: половое созревание, бурный рост. В начале подросткового периода происходит интенсивный рост ребенка, причем рост конечностей обгоняет рост туловища. В физическом облике подростка появляется дисгармония; движения становятся несоразмерными, неуклюжими, угловатыми, резкими, что зависит главным образом от несогласованности работы разных отделов мозга (например, корково-подкорковых отношений).

Наиболее интенсивный рост у одних мальчиков наблюдается в 12, у других — в 14—15 лет; они становятся выше в среднем на 10 см в год. У девочек увеличение роста начи-нается раньше и менее выражено: за год они вырастают на 8 см. За ростом костного скелета и мышечной системы не всегда успевает развитие внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Несоответствие в развитии кровеносных сосудов и сердца затрудняет кровообращение. Сравнительная узость кровеносных сосудов может стать причиной повышения артериального давления и склонности к сердцебиениям, обморочным состояниям и другим нарушениям деятельности сосудистой системы.

Увеличение роста, ускоренное физическое и половое развитие подростков стали особенно заметны в последние 10—15 лет, что объясняется улучшением материального благосостояния, питания, увеличением потока информации и т, д. 
В подростковом периоде перестраивается вся центральная нервная система: окончательно формируются лобные доли мозга, активизируется их деятельность, устанавливаются новые многочисленные связи между различными отделами коры и нижележащими отделами головного мозга. Интенсивный рост, резкое усиление деятельности желез внутренней секреции, изменения в центральной нервной системе определяют особенности психики подростка. Подростки повышенно чувствительны, ранимы, неуравновешенны, возбудимы, раздражительны, склонны к гневным вспышкам по незначительному поводу. Застенчивость легко сочетается с развязностью и заносчивостью; появляется стремление к независимости, освобождению от влияния родителей, учителей.

В этом возрасте у школьника постепенно формируется представление о себе и собственное мнение о жизни («ценностные ориентации»). В среде сверстников складывается общественное мнение о каждом, которое определяется не столько успехами в учении и мнением педагогов о подростке, сколько оценкой личности с точки зрения товарищей (отношение к товарищам, характер, воля, независимость, ум).

Идеалом для некоторых подростков является не конкретное лицо, а в основном требования, которые они предъявляют к взрослому человеку или сверстнику. Происходит выработка идеального образца, который становится для подростка основным критерием.

Особенности психики проявляются в формах переживания, общения, поведения. В жизни подростка много сложных проблем, конфликтов и противоречий. Иногда к конфликтам приводит вызванное по вине родителей ограничение потребности подростка в некоторой независимости, свободе. Родители не всегда стараются понять его, найти общий язык в решении нравственных проблем, идеализируя собственный жизненный опыт и принимая его за критерий, которого должен придерживаться подросток. Другие родители продолжают относиться к 12—14-летнему подростку так же, как и к ребенку 7—8 лет. Сам же подросток уже не считает себя маленьким и требует к себе иного отношения. Как подчеркивал известный отечественный психиатр П. Б. Ган-нушкин, подростки делаются непослушными, беспокойными, непоседливыми. Естественный и здоровый протест против часто злоупотребляющих своим положением старших вырастает в бессмысленное упрямство и некоторое противодействие всякому разумному совету. Развиваются заносчивость и самоуверенность. Признание прав личности подростка, отношение к нему, как к равному, приводят к доверительной атмосфере в семье, что позволяет родителям контролировать поступки, незаметно руководить ими, оказывать необходимое влияние.

Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и вызывает у него одновременно ощущение растущей силы и чувство острого недовольства собой. В этом периоде девочки большое значение придают внешней привлекательности, мальчики — физической силе, выносливости.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay