У домашнего очага

У домашнего очага

Вся интимно-эмоциональная сфера человека, способность его к любви, дружбе, самоотверженности, бескорыстной заботе, умение сопереживать, проявлять нежность — все это в значительной мере формируется благодаря семье. Конечно, имеется в виду не тот случай, когда семейство представляет собой группу постоянно враждующих родичей. Мы подразумеваем здоровую семью: теплую, дружескую, где вместе радуются, вместе и горюют.

В самом немудреном бытовом обиходе элемент эмоциональности присутствует всегда и весьма ощутимо. Домочадцы постоянно пекутся друг о друге, взаимно интересуются положением дел на работе, здоровьем, планами. Чуть что — сочувствуют, советуют, предлагают помощь. Они непрерывно оказывают друг другу услуги — мелкие и крупные. И основа всему — глубокая симпатия, привязанность, желание, чтобы близким людям было хорошо.

Где еще в столь яркой и понятной ему форме может малыш наблюдать любовь, сплоченность, доверие, готовность пожертвовать чем-то ради другого? В семье же он все это видит и этому учится.

С ним и в яслях агукаются, и в детском саду играют, и в школе уделяют ему внимание. Но там один взрослый приходится на многих детей, и количество ласки, достающейся каждому, естественно, не велико. И потом взрослые там присутствуют специально для присмотра, обучения и воспитания.

В семье же люди не только пестуют ребенка, но просто живут рядом — со всеми своими огорчениями и удачами, радостями и болью. Он здесь наблюдает вовсе не адресованные ему происшествия, детали поведения и массу знаменательных мелочей. Они не складываются в систему строго педагогических мероприятий (как в детском саду или школе), они не направлены на него, как на объект воздействия, — они предельно естественны. И ребенок тонко улавливает разницу. Вещи «не сделанные», житейски-непосредственные гораздо легче находят доступ к его душе.

У домашнего очага никто как будто и не думает сознательно и планомерно обучать кроху различным чувствам. Тем не менее учеба осуществляется. Заметьте, ведь мы то и дело побуждаем малыша испытывать и проявлять эмоции. Он еще ни ходить не умеет, ни двух слов сказать, а мы уже: «Ой, мама ушиблась, пожалей мамочку!”, «Ну-ка, покажи, как ты любишь папочку!”, «А где у нас зайчик? Ах, зайчик, бедный, на полу валяется! Надо взять его в кроватку!”

Что это, пустое сюсюканье? Нет. Это первая ступень эмоционального образования. Кроху побуждают чувствовать, и она начинает чувствовать. Включаются возможности внутреннего развития. А в силу разнообразия эмоциональных связей, возникающих между ребенком и окружающими (о чем мы говорили выше, характеризуя роль бабушек и дедушек в воспитании), развитие быстро идет и вширь и вглубь.

Младенец рождается еще раз — теперь уже нравственно, духовно.

Потому мы говорим: влияние семьи не заменишь ничем иным!

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay