Попробуем проследить, как идет у ребенка процесс формирования черт характера, чтобы еще раз убедиться в важности тех, казалось бы, быстротечных и неуловимых состояний человека, которые называются эмоциями. Чаще всего нас волнуют в ребенке такие черты, как застенчивость и робость, самолюбие и себялюбие, лживость, трусливость, озлобленность, нервозность. Что собой представляют эти черты и какие конкретно эмоции лежат в основе их формирования?

Мы уже говорили, что застенчивость расцветает из первоначальной смущенности и робости ребенка. Маленький ребенок смущается, стесняется при неожиданном обращении к нему, когда чувствует, что стал объектом внимания многих людей. Он стесняется, когда его просят в присутствии других петь, танцевать, читать стихи, смущается, когда осознает свою оплошность, даже тогда, когда она остается незамеченной другими. Эта первоначальная смущенность выражается и в скованности ребенка, и в расстройстве его речи (ребенок умолкает или говорит что-то бессвязно), и в потере точности и целесообразности движений (смутившись, ребенок начинает, например, поправлять на себе одежду, крутить волосы, теребить кончик платья, трогать рядом стоящие предметы), и в появлении особой — застенчивой — улыбки. Такое состояние сопровождается общей заторможенностью: в состоянии смущения ребенок не может ответить на поставленный вопрос, выполнить требуемое действие. Иногда смущение вызывает неоправданную внешними причинами и часто совершенно нехарактерную для данного ребенка кратковременную возбужденность: смутившись, он начинает вдруг шалить — прыгает, скачет, гримасничает и т. д. Он отказывается знакомиться с теми, кого не знает, вместо приветствия молчит, когда к нему обращаются незнакомые люди, убегает или начинает громко, невпопад говорить, суетиться. Учителя и родители чаще всего подобное поведение ребенка принимают за обычное баловство, каприз, упрямство. Однако эти действия вызваны не тем, что ребенок капризничает, упрямится, а тем, что он хочет побороть в себе какое-то непонятное ему самому волнение. Чувствуя, что окружающие могут заметить его состояние, ребенок, чтобы скрыть и одновременно заглушить его в себе, неосознанно прибегает к этим необъяснимым на первый взгляд действиям. Безусловно, трудно сразу увидеть в них смущение, а между тем это лишь своеобразное его проявление. И если ребенку дать время прийти в себя, не обращая при этом на его поведение никакого внимания, то он довольно скоро успокоится.
Состояние смущенности свойственно всем детям, но у некоторых склонность к нему может чрезмерно развиться и превратиться в черту характера — застенчивость. Дети, которым присуща эта черта, с трудом вступают в контакт с окружающими. Застенчивость состоит в неуверенности в себе, в своих силах и возможностях, в необъяснимом страхе перед публичным выступлением, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление. Объясняется это тем, что застенчивый ребенок не замечает своих достоинств, всегда занижает оценку своих качеств: ему кажется, что он и неловок, и смешон, и некрасив, что любое его действие произведет на окружающих только отрицательное впечатление. Поэтому застенчивый ребенок находится в постоянном напряжении, опасаясь каждым шагом обнаружить и подтвердить кажущуюся свою неполноценность. Такой ребенок отличается повышенной впечатлительностью, особой чувствительностью, и малейший пустяк, самое незначительное, неприятное для него замечание приводят его в глубокое волнение. Очень убедительно и психологически тонко передал переживания застенчивого человека Н. А. Некрасов в стихотворении «Застенчивость”:
Поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут — их речь хороша.
А вот я-то войду как потерянный,
И ударится в пятки душа.
На ногах словно гири железные,
Как свинцом налита голова.
Странно руки торчат бесполезные,
На губах замирают слова…
Улыбнусь — непроворная, жесткая.
Не в улыбку улыбка моя.
Пошутить захочу — шутка плоская,
Покраснею мучительно я.