С поступлением в школу для ребенка заканчивается беззаботный период, полный игр и развлечений. Теперь перед малышом много проблем: надо выучить уроки, успеть все сделать вовремя, необходимо в школе слушать, запоминать, над чем-то думать, что-то решать, а если еще и занятия по музыке или кружок английского языка, то совсем некогда не то чтобы поиграть, но и просто вспомнить об игрушках. В не менее трудном положении оказываемся и мы, родители: для нас закончилась та относительная легкость быта, которая обеспечивалась детским садиком. А теперь необходимо подумать и о сытном завтраке, и о бутерброде в школу, приготовить обед, побеспокоиться об ужине. А эти постоянные волнения: «Не обидел ли кто дочку в школе? Успела ли она выполнить на «продленке» все уроки? Вечером непременно надо проверить». Такие мысли не покидают нас в течение дня и, едва закончив работу, мы мчимся в школу — быстрее забрать ребенка домой, прекрасно понимая, что малышу очень трудно прожить целый день в сорокаголосом шуме первого класса, в тяжелой обуви, стесняющей одежде, в условиях, где нет возможности прилечь или просто посидеть в мягком кресле. Это особенно трудно после садикового режима с обязательным дневным сном, с прогулками, играми. И потому мы так спешим в школу к нашему «первоклашке», а дома садимся за стол, проверяем, насколько чисто и правильно выполнены уроки, что-то доделываем, что-то переписываем, что-то заучиваем, повторяем.
А как ребенок? Что в нем изменилось с началом школьной жизни? Как сказываются на его состоянии эти трудности? В общем, вероятно, легче, чем нам кажется, ибо в целом психика его готова к решению тех проблем, которые возникают в этот возрастной период. Так, одним из важнейших новообразований психического развития ребенка этого периода является формирование так называемой произвольности психической деятельности. Что же это за новообразование? Для объяснения обратимся крайнему и дошкольному детству. В этот период развития психика ребенка (внимание, восприятие, память, мыслительная деятельность) подчинена как бы тем непосредственным впечатлениям, тем случайным ситуациям, в которые попадает ребенок. Он был в зоопарке, и его чрезвычайно поразил морж, вынырнувший из воды как раз в тот момент, когда малыш подошел к вольеру. Мальчик до мельчайших деталей запомнил внешний вид животного и буквально все, что было связано с этим эпизодом, хотя совершенно не ставил перед собой задачи запомнить.
Или вы читаете малышу сказку про козу и семерых козлят, при этом вы вовсе не принуждаете ребенка быть внимательным, не призываете его сидеть тихо и спокойно — он и без того само внимание. Более того, он сам просит вас еще и еще раз прочитать эту сказку, и, хотя знает, что козлят спасут, каждый раз переживает за них и чуть ли не сам готов прогнать волка или хотя бы подсказать глупым несмышленышам, чтобы они не отворяли двери. А когда вы попросили сына пересказать сказку, то он повторил ее буквально слово в слово, да еще и с вашими интонациями и комментариями. Ребенок не принуждает себя к тому, чтобы что-то запомнить, заучить, рассмотреть, внимательно за чем-то следить.
Психическая деятельность маленького ребенка подчинена принципу непроизвольности: интересно — потому и запомнилось, чем-то удивило, поразило — хочется рассмотреть более внимательно, непонятно — надо разобраться. Новое, необычное, яркое, интересное — вот что на ранних этапах развития ребенка вызывает деятельность его внимания, памяти, восприятия, мышления. Лишь постепенно, по мере того как ребенок включается в деятельность (учебную, познавательную), по мере того как он «сталкивается» с задачами и проблемами, у него возникает желание выучить, запомнить, получше разглядеть, он принуждает себя быть внимательным, напрягает усилия к тому, чтобы в чем-то разобраться и что-то решить, то есть появляются первые элементы произвольности психической деятельности — постановка цели запомнить, быть внимательным, выучить, решить. Как правило, такая произвольность соединяется с чувством усилия.
Но перед школьником возникает проблема обязательности заучивания, запоминания, решения задач: хотя и не хочется что-то делать, но надо. Вот тогда и формируется чувство усилия над собой: необходимо преодолеть нежелание, потому что надо выполнить то или иное школьное задание. Это важнейшее новообразование психики, знаменующее начало формирования чисто человеческих черт психической деятельности. Ведь только человек может ставить перед собой цели, преодолевать внутреннее нежелание, подавлять какие-то побуждения, идущие вразрез с поставленными целями, только человеку свойственно осознанное понимание необходимости выполнения тех или иных действий.
И только человек может усилием воли превозмочь себя и свои желания, выполнять что-то во имя «надо». Вот почему так важна правильное понимание родителями этого формирующегося новообразования. Ведь если у ребенка вовремя выработается умение преодолевать свое нежелание, если у него будет развито понимание необходимости выполнения того, что от него требуют окружающие, и если его чувство усилия будет помогать ему справляться с собой и своим «не хочу», то в дальнейшем преодоление каких-то внутренних препятствий может стать для него привычным, обыденным, и ребенок спокойно будет понимать, что в жизни есть и неинтересное, но обязательное. При этом следует помнить о такой опасности. Родители могут быть слишком требовательными к ребенку-школьнику. Ребенок уже не может сидеть и бесконечно писать палочки и кружочки, он устал несколько раз читать один и тот же текст, ему хочется отвлечься, но отец или мать, следуя своему желанию видеть в сыне только отличника, а затем по меньшей мере студента вуза и крупного ученого, сидят вместе с ним, принуждают его, заставляют заниматься несмотря на то, что ребенок трет глаза от усталости, что у него разболелась голова. И тогда чувство усилия, которое необходимо, чтобы ребенок умел преодолевать себя и свое нежелание работать, может превратиться в аффективное состояние и вылиться в ненависть к учебному процессу. Чувство усилия из помощника превращается во врага. Нельзя постоянно и «до бесконечности» преодолевать себя, постоянно напрягать себя, ибо возникает так называемая насыщенность чувством. Вот почему надо стремиться к тому, чтобы сочетать учебные занятия с игрой, а подчас и превращать, особенно на начальном этапе учебы, учебную деятельность в игровую. К тому же в физическом плане ребенок младшего школьного возраста еще не готов к длительным физическим нагрузкам — у него еще не закончилось окостенение фаланг руки и запястья, поэтому он быстро устает.
Не учитывая этого обстоятельства, мы по нескольку раз заставляем ребенка «для красоты» (а значит, для оценки) переписывать письменное заданно, увеличивая и без того большую, особенно для первоклассника, нагрузку. Еще раз повторим, что чрезмерная нагрузка вызывает чувство пресыщения учебной деятельностью, а это препятствует формированию у ребенка интереса к школьному обучению и развитию у него основного мотива учебной деятельности — потребности в познании. И поэтому если у ребенка в начальных классах не развиваются потребность в познании, интерес к обучению, то в дальнейшем это может привести к возникновению нежелания учиться. И если мы вначале с помощью нашего авторитета, приказа, принуждения еще можем заставить ребенка заниматься, то позже это будет намного сложнее. Вот почему так важно «не убить» в ребенке его первоначальную естественную любознательность, направлять ее так, чтобы она в дальнейшем стала жизненной необходимостью. Чтобы сохранить в ребенке его такое горячее и такое естественное желание познавать, но при этом превратить познание в управляемый и систематизированный процесс — в обучение, надо умело направлять это желание по правильному руслу — руслу самостоятельного поиска.