Это важнейшее чувство, которое обеспечивает ответственность человека за свои поступки, постановку жизненных целей и их осуществление, контроль за своим поведением и т. д., формируется еще в детстве. Так и должно быть, так как возникает новое внутри старого, вырастает из него, а затем, окрепнув, приобретает свои специфические черты. Зарождается чувство взрослости в подростковом возрасте, когда ребенок от детской беззаботности, безудержного веселья, игр, какого-то бездумного отношения к себе и другим переходит к размышлениям о друзьях, о себе, о своем отношении к миру. Подросток становится серьезнее, вдумчивее, он уже начинает рассуждать о том, что происходит вокруг него, что за люди его окружают, он размышляет и над тем, какие качества присущи ему самому. Ребенок 7—10 лет еще не задумывается о себе как о личности, о том, какие черты ему свойственны, что в нем ценно, а что следует «искоренять», у него нет еще даже попыток как-то оценивать поведение окружающих — учителей, родителей, авторитет взрослого для него непререкаем.
Подросток же начинает критически относиться к окружающим, с позиций очень высоких требований оценивает их поступки. Как правило, такая оценка всегда бескомпромиссна: подросток не прощает малейшего несоответствия между словами и поступками взрослых, не прощает неискренности, нечестности. Он не в состоянии понять, что взрослый иногда может в чем-то и покривить душой во имя чего-то более важного, что он может в чем-то уступить, зная, что это в конце концов обернется добром для другого. Подросток беспощаден к окружающим — может нагрубить, оскорбить, нисколько не задумываясь над тем, как больно другому, особенно родителям. И часто подросток это делает не в силу своей злобности или ненависти к нам, а потому, что нет в нем еще той гибкости, той сдержанности, деликатности и тактичности, которая присуща взрослым и которая во многом сглаживает конфликты, предупреждает обиды, неприязненные взаимоотношения между людьми. Этот возраст потому и называют «трудным», «переходным», «конфликтным», что именно на этом этапе и начинаются сложности воспитания: «Наш Сережа где-то до V-VI класса был таким ласковым, послушным, ходил с нами в кино, гулять, рассказывал о школе, о друзьях. Теперь же о том, чтобы пойти вместе погулять, не может быть и речи, а спросишь о товарищах по классу, так в ответ: «Это мое дело». Об учебе лучше и не заикаться: «Как хочу, так и буду учиться!” Нам горько, обидно, мы даже не могли представить, что наш Сережа превратится в такое «чудовище». «А наша Марина! Раньше целыми вечерами сидела дома, читала, старательно делала уроки. А сейчас? Подружки на первом плане. Разглядывает себя в зеркало, мудрит что-то с прической, примеряет платья. А приходят девочки, так разговоры вертятся вокруг мод, причесок, актрис, новых модных ансамблей — вот и все интересы».
Подросток же начинает критически относиться к окружающим, с позиций очень высоких требований оценивает их поступки. Как правило, такая оценка всегда бескомпромиссна: подросток не прощает малейшего несоответствия между словами и поступками взрослых, не прощает неискренности, нечестности. Он не в состоянии понять, что взрослый иногда может в чем-то и покривить душой во имя чего-то более важного, что он может в чем-то уступить, зная, что это в конце концов обернется добром для другого. Подросток беспощаден к окружающим — может нагрубить, оскорбить, нисколько не задумываясь над тем, как больно другому, особенно родителям. И часто подросток это делает не в силу своей злобности или ненависти к нам, а потому, что нет в нем еще той гибкости, той сдержанности, деликатности и тактичности, которая присуща взрослым и которая во многом сглаживает конфликты, предупреждает обиды, неприязненные взаимоотношения между людьми. Этот возраст потому и называют «трудным», «переходным», «конфликтным», что именно на этом этапе и начинаются сложности воспитания: «Наш Сережа где-то до V-VI класса был таким ласковым, послушным, ходил с нами в кино, гулять, рассказывал о школе, о друзьях. Теперь же о том, чтобы пойти вместе погулять, не может быть и речи, а спросишь о товарищах по классу, так в ответ: «Это мое дело». Об учебе лучше и не заикаться: «Как хочу, так и буду учиться!” Нам горько, обидно, мы даже не могли представить, что наш Сережа превратится в такое «чудовище». «А наша Марина! Раньше целыми вечерами сидела дома, читала, старательно делала уроки. А сейчас? Подружки на первом плане. Разглядывает себя в зеркало, мудрит что-то с прической, примеряет платья. А приходят девочки, так разговоры вертятся вокруг мод, причесок, актрис, новых модных ансамблей — вот и все интересы».
Вся научная литература, посвященная подростковому возрасту, подчеркивает трудности в воспитании ребенка на этом возрастном этапе. В подростке уживаются самые противоположные тенденции: и чисто детские черты, и уже формирующаяся взрослость, и какая-то необыкновенная подвижность, активность и быстрая утомляемость, общая неуравновешенность и в то же время стремление к цельности и устойчивости поведения.
Однако одним из центральных новообразований подросткового периода является так называемое чувство взрослости. Это чувство, богатое в своей обнове, стимулирует в подростке самые разнообразные формы поведения, в первую очередь стремление освободиться от ставшей в тягость опеки старших. Естественно, что подросток еще не в состоянии понять всей сложности поведения, поступков взрослых людей и потому часто видит лишь внешние черты взрослости. Так, некоторые мальчики-подростки усматривают «взрослое» в физической силе мужчины, в его умении лихо хлебнуть рюмку водки или с полным чувством достоинства закурить сигарету. А для иных девочек идеал женщины — накрашенные ресницы, модная прическа, импортная одежда. И потому мальчики, прячась где-то по парадным или в туалете, дымят сигаретами; собираясь где-нибудь компанией, стремятся повторить застолье взрослых; просят, умоляют, а то и требуют от родителей джинсов, модных курток. Девочки вертятся перед зеркалом, пробуя, какая лучше пойдет прическа, красятся. У девочки появляется острый интерес к одежде, она мечтает о новых платьях, о туфлях на высоком каблуке, и ей кажется, что только это сделает ее неотразимо привлекательной.
Подросток, в зависимости от того, в какой семье он воспитывается, копирует внешние формы поведения родителей, их отношение к окружающим, манеры, даже жесты и движения, то есть подросток во всем хочет походить на взрослых.
Формирующееся чувство взрослости в подростковом возрасте неразрывно связано с развитием самостоятельности — той самостоятельности, с которой впервые мы столкнулись в трехлетнем возрасте и которая вызвала наши первые трудности в воспитании. Уже трехлетний ребенок заявляет о своем праве на личное «я», требует свободы самовыражения. В подростковом возрасте эта тенденция усиливается и обостряется. Если трехлетний ребенок пытается освободиться от опеки взрослого лишь для самостоятельного выполнения каких-либо действий — хочет сам одеваться, сам что-то делать без помощи взрослого, то подросток уже требует более полного освобождения, он хочет самостоятельно мыслить, высказывает свои собственные суждения, независимые от суждений окружающих, самостоятельно решать все вопросы. И его точка зрения, его мысли кажутся ему единственно правильными, а родителей он считает устаревшими, отставшими.
Однако одним из центральных новообразований подросткового периода является так называемое чувство взрослости. Это чувство, богатое в своей обнове, стимулирует в подростке самые разнообразные формы поведения, в первую очередь стремление освободиться от ставшей в тягость опеки старших. Естественно, что подросток еще не в состоянии понять всей сложности поведения, поступков взрослых людей и потому часто видит лишь внешние черты взрослости. Так, некоторые мальчики-подростки усматривают «взрослое» в физической силе мужчины, в его умении лихо хлебнуть рюмку водки или с полным чувством достоинства закурить сигарету. А для иных девочек идеал женщины — накрашенные ресницы, модная прическа, импортная одежда. И потому мальчики, прячась где-то по парадным или в туалете, дымят сигаретами; собираясь где-нибудь компанией, стремятся повторить застолье взрослых; просят, умоляют, а то и требуют от родителей джинсов, модных курток. Девочки вертятся перед зеркалом, пробуя, какая лучше пойдет прическа, красятся. У девочки появляется острый интерес к одежде, она мечтает о новых платьях, о туфлях на высоком каблуке, и ей кажется, что только это сделает ее неотразимо привлекательной.
Подросток, в зависимости от того, в какой семье он воспитывается, копирует внешние формы поведения родителей, их отношение к окружающим, манеры, даже жесты и движения, то есть подросток во всем хочет походить на взрослых.
Формирующееся чувство взрослости в подростковом возрасте неразрывно связано с развитием самостоятельности — той самостоятельности, с которой впервые мы столкнулись в трехлетнем возрасте и которая вызвала наши первые трудности в воспитании. Уже трехлетний ребенок заявляет о своем праве на личное «я», требует свободы самовыражения. В подростковом возрасте эта тенденция усиливается и обостряется. Если трехлетний ребенок пытается освободиться от опеки взрослого лишь для самостоятельного выполнения каких-либо действий — хочет сам одеваться, сам что-то делать без помощи взрослого, то подросток уже требует более полного освобождения, он хочет самостоятельно мыслить, высказывает свои собственные суждения, независимые от суждений окружающих, самостоятельно решать все вопросы. И его точка зрения, его мысли кажутся ему единственно правильными, а родителей он считает устаревшими, отставшими.