Олигофрения

Олигофрения

Олигофрения, умственная отсталость, или врожденное слабоумие — это сборная группа заболеваний, включающая в себя различные степени психического недоразвития, особенно высших познавательных функций. В настоящее время под олигофренией понимают такую клиническую форму аномального развития, в основе которой лежит биологическая недостаточность центральной нервной системы. Она может быть обусловлена наследственными факторами, вредностями, действующими на разных этапах развития плода, последствиями поражения центральной нервной системы во время родов или в раннем возрасте (до трех лет).

Распространенность олигофрении среди детей в разных странах мира колеблется от 0,7 до 3 %. Различают три степени умственной отсталости: тяжелая — идиотия, средняя — имбецильность и легкая — дебильность.

Дети с глубокой степенью психического недоразвития (идиотия) не ориентируются в окружающей обстановке, не всегда узнают даже близких им людей, не разговаривают или говорят 3—5 слов, но понимают речи окружающих, сами себя не обслуживают, неопрятны. Их опекают в специальных интернатах системы социального обеспечения. Лечению эта форма олигофрении не поддается.

Имбецильность — по сравнению с идиотией менее глубокая степень умственного недоразвития. Выделяют глубокую, среднюю и легкую степень имбецильности.

Детей, страдающих имбецильностью глубокой степени, удается обучить только навыкам элементарной опрятности, но обслужить себя они не могут. При имбецильности средней степени развиты речь, примитивное мышление, механическая память. Ребенок элементарно себя обслуживает, опрятен. Страдающих легкой формой имбецильности можно приобщить к элементарной трудовой деятельности, не требующей самостоятельности. Они обучаемы, но их познания в лучшем случае ограничиваются облегченной программой начальных классов вспомогательной школы, нуждаются в постоянном надзоре, так как не в состоянии правильно оценивать реальную ситуацию и часто совершают немотивированные поступки, иногда приводящие к нежелательным последствиям (правонарушению). Эмоции у них крайне однообразны, лишены глубины, часто не соответствуют ситуации: вдруг беспричинно начинают громко и долго плакать или смеяться. В то же время при соответствующем воспитании у имбецилов можно развить этические чувства: благодарность и добросовестность, привязанность, сочувствие другим.

Несмотря на выраженное умственное недоразвитие, у детей, страдающих имбецильностью средней и легкой степени, нередко бывает неплохая практическая и житейская ориентировка. Находясь под постоянным контролем квалифицированного медико-педагогического персонала или родителей, они овладевают простейшими трудовыми навыками.

Легкая умственная отсталость (дебильность) проявляется уже в дошкольном возрасте. Дети не любознательны, не всегда понимают смысл обращенных к ним фраз, их игровая деятельность примитивна, круг интересов и представлений беден и ограничен, имеются дефекты речи, поведенческие нарушения. Одни дети вялы, пассивны, заторможены, другие двигательно возбуждены: не сидят на месте, с большим трудом удается занять их какой-либо деятельностью, игрой. Однако при правильно организованной воспитательной работе в семье и дошкольном учреждении можно подготовить ребенка-дебила к обучению во вспомогательной школе.

Подготовка умственно отсталого к труду, к посильному участию в общественной жизни предполагает осуществление целой системы коррекционных мероприятий, которые нужно проводить с раннего детства.

В нашей стране во многих областях, городах функционируют специальные детские сады для умственно отсталых детей. Квалифицированные педагоги-дефектологи, логопеды, психоневрологи, педиатры широко используют современные методы лечебно-педагогической коррекции, которые положительно сказываются на укреплении общего состояния здоровья аномального ребенка, его психическом и физическом развитии.

Не все родители понимают важность и необходимость воспитания умственно отсталого ребенка в специальном дошкольном учреждении. Приходится убеждать, уговаривать родителей, объяснять, что в домашних условиях будет трудно, а иногда и невозможно добиться ранней коррекции дефектов психики, поведения, речи, подготовить ребенка к школе. Воспитатели, логопеды, психоневрологи помогают родителям правильно воспитывать аномального ребенка, рассказывают об особенностях его психического, речевого, двигательного развития.

Многие умственно отсталые дети страдают недоразвитием речи и нуждаются в логопедической помощи. Работу по исправлению речи и развитию познавательной деятельности нужно продолжать и дома. Родители должны больше разговаривать с ребенком, организовывать занимательные игры, повторять специальные упражнения, способствующие развитию речевого аппарата, правильному дыханию и т. д. Большое внимание следует уделять воспитанию навыков самообслуживания, так как у умственно отсталых неловкие, плохо координированные движения. Одни родители, жалея ребенка, сами умывают, одевают, кормят его, другие с раздражением отстраняют ребенка от порученного дела, выполняют его сами. Нельзя забывать, что формирование необходимых навыков у умственно отсталого ребенка происходит значительно труднее и медленнее, чем у его нормально развивающихся сверстников, поэтому нужно набираться умения и терпения, систематически, планомерно вырабатывать у ребенка умения и навыки, трудолюбие, собранность, организованность, ответственность за порученное дело. 

 

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay