Воспитание ремнем

Воспитание ремнем

Удивительно и горько — в нашем обществе все еще существует проблема борьбы с любителями «ременной педагогики».

Тридцать лет назад А. С. Макаренко писал об авторитете подавления и ремня: «Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает».

Вымирать-то вымирает, а за жизнь цепляется. Сравнительно недавно в «Литературной газете» была опубликована статья А. Буренковой, которой довелось ознакомиться с приемами воспитания в разных семьях. «Оказалось, — пишет она, — что у нас более чем достаточно семей, где основой отношений между родителями и детьми стало не убеждение, не разумное и сердечное слово, а подавление, принуждение и, как следствие, порка».

Заклинания и воззвания, сообщающие, что ребенка надо уважать, что ребенок тоже человек, не доходят до сторонников битья. «Максима Горького уж как в детстве драли, — заявляют они торжествующе, — а смотри, кто вырос!” Им и невдомек, что вырос не благодаря, а вопреки поркам. Но ссылка на Горького и иные примеры подобного толка не состоятельны и еще по одной причине.

Кроме антигуманности и антипедагогичности «физического воспитания», есть в нем кричащее несоответствие всему духу нашего общества, всей нашей морали. Традиционный прабабушкин способ «вколачивания ума» сегодня вызывает дополнительные следствия, пятьдесят — сто лет назад неизвестные. Процитируем еще раз названную статью:

«Начиная с детсада мы внушаем ребенку гордое самосознание: «Я гражданин России…» Учим его чувствовать это гражданство, гордиться им. Разговариваем с малышом как со взрослым. А дома его нередко ждет мерзкая, унизительная процедура: порка. Переступив порог родительской квартиры, он порой оказывается бесправным и беззащитным перед тем, что считается дремучим пережитком и не лезет ни в какие нормы нашей жизни.

Ребенок невольно приходит к выводу, что все то прекрасное и гуманное, о чем говорит учитель, книги, кино, — пустой звук, а реальность — вот она, отцовский ремень и право сильного. Лги, притворяйся, выкручивайся — мораль, которую он усвоит, и с ней пойдет в жизнь».

Добавим, что если домашнее воспитание вступает в конфликт с духом окружающей жизни, то создается опасность появления у подростка антиобщественной психологии. Очень часто и безобразные детские выходки и более позднее хулиганство восходят к системе битья. И не мудрено. У объекта постоянных взбучек моральных норм как таковых нет. Можно — нельзя, дозволено — не дозволено решается, исходя из прикидки: поймают — не поймают, выдерут — не выдерут. Тот, кого бьют, не задумается и сам ударить. Он рад сорвать зло и обиду. Он привыкает к жестокости, к праву кулака, к допустимости мучить слабейшего.

Конечно, не обязательно он сделается преступником. Не обязательно сделается и драчуном. Его, напротив, могут забить до полной тишины и покорности на всю жизнь. Тоже невеселый вариант…

В любом случае «ременная педагогика» — трагедия для ребенка. Это отчаянная беззащитность перед родительским произволом; это страх и озлобление; это одиночество среди близких людей, оборачивающихся врагами; это ложь и стремление свалить на другого, чтобы избежать наказания; это измочаленные нервы, это отупение, это изуродованная душа.

А с другой стороны, со стороны воспитателя это абсолютная педагогическая беспомощность; это нежелание утруждать себя размышлениями и попытками что-то понять; это черствость, эгоизм и безответственность; это низкая месть за беспокойства и хлопоты, причиняемые ребенком; это преступление против человечности…

Но, честно говоря, своего читателя мы не подозреваем в перечисленных грехах. Не для педеля с розгой пишем мы книгу. Его вряд ли проймешь. И все, что сказали, мы сказали на всякий случай. Чтобы никогда ваша рука сгоряча не поднялась на ребенка, ни на единый шлепок и подзатыльник, чтобы вы даже не грозили ему: «Вот уж дождешься ремня!”

Не надо. Не роняйте себя, не оскорбляйте его. Вы даны ему судьбой не в тираны, а в руководители, в наставники, в друзья. Помните, затрещина — жест педагогического бессилия. Она всегда — поражение, и никогда — победа.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay