Легкие и тяжелые формы задержки психического развития

Легкие и тяжелые формы задержки психического развития

При выполнении домашнего задания ребенок не может понять, что от него требуется. Многие родители терпеливо пытаются помочь, разъяснить, а некоторые, не вникая в суть дела, требуют самостоятельности.

Ситуация постоянного неуспеха в учении (низкие оценки, частые нарекания, наказания) вызывает у детей отрицательное отношение к школьным занятиям. Они вновь обращаются к игре, так как она несет в себе положительные эмоции, в которых нуждается ребенок, не хотят ходить в школу, уходят с занятий, отказываются выполнять домашние задания.

Наблюдаются легкие и тяжелые формы задержки психического развития, близкие к умственной отсталости.

Чаще всего причиной стойких форм задержки психического развития является не один, а несколько вредных факторов, воздействующих на зародыш, плод и ребенка в первые годы жизни, примерно до трехлетнего возраста, а в некоторых случаях и позже. В основе этой аномалии развития лежат незначительно выраженные (минимальные) поражения центральной нервной системы. Задержка психического развития занимает промежуточное положение между нормальным психическим развитием и умственной отсталостью (дебильностью).

Дети с легкими формами задержки психического развития при правильно организованном процессе обучения, воспитания и режиме дня постепенно, за два-три года догоняют в развитии нормально развивающихся сверстников. Если учитель массовой школы и родители не разобрались в особенностях психического развития ребенка, если учащемуся не оказана индивидуальная помощь в начальных классах, то в дальнейшем ребенок уже не может овладеть школьной программой, остается на второй год и с большим трудом заканчивает восемь классов. А нередко длительная психо-травмирующая ситуация неуспеха приводит к различным невротическим образованиям (тревожное состояние, страх устных ответов, нарушение сна и др.).

Выраженные и стойкие формы задержки психического развития требуют специальной педагогической коррекции.

Как показывают результаты исследований, дети со стойкой и глубокой задержкой психического развития могут преодолеть отставание в учебе только при специально организованных условиях обучения и воспитания. В последнее десятилетие во многих городах открыты специальные школы и классы, где успешно обучаются дети с задержкой психического развития. Обучение в таких школах ведется по программе массовой школы, а иногда по индивидуально составленному плану с учетом особенностей развития каждого ученика (внимания, памяти, мышления или преимущественного нарушения письма, чтения, речи, счетных операций). Большое внимание уделяется выработке у них усидчивости, сосредоточенности, работоспособности, формированию положительного отношения к учебе, труду. Эти дети нуждаются в более активной стимуляции познавательной деятельности, чем их здоровые сверстники. Число учащихся в классах от 10 до 20, а срок обучения удлиняется на один, а в некоторых случаях – на два-три года.

Так, программа начальной школы изучается детьми этой категории за четыре года, а четвертых – восьмых классов – за шесть лет. Если ребенок с задержкой психического развития за четыре года усвоил программу трех классов, то он направляется в четвертый класс массовой школы. Если он усвоил эту программу с трудом, то остается в специальной школе для дальнейшего обучения. Подростки, хорошо успевающие в восьмом классе специальной школы, могут продолжать обучение в девятом классе массовой школы, техникуме, ПТУ.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay