черновик записи

Эмоция как мотив поступка. Стыд, вина, совесть.

Чувства могут управлять поведением человека. Мы уже говорили о той сложной взаимосвязи, которая существует между чувством и эмоцией. Если эмоция — это непосредственное переживание, то чувство формируется постепенно, под влиянием условий, в которых человек воспитывается, и, закрепляясь в результате поощрений со стороны окружающих, чувство становится органически присущим личности, устойчивым личностным образованием. Именно таким путем формируются нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Так, нравственное чувство, закрепляясь в психике, становится мотивом, направляющим поведение человека. Только тогда мы можем говорить об истинно нравственном поведении личности, когда мотивом нравственного поступка становится нравственное чувство: сострадание, сопереживание, жалость, стыд, совесть, чувство чести и собственного достоинства. Человек помогает другому, делает добро не из корыстных мотивов, а потому, что так велит ему его совесть, он так воспитан, он привык поступать по отношению к людям доброжелательно. Мотивом доброго поступка человека должно быть прежде всего чувство уважения к окружающим людям. Истинно нравственной является та личность, которая не может ни при каких обстоятельствах поступить безнравственно. Ведь иногда человек попадает в такие ситуации, когда обстоятельства или интересы других людей требуют от него поступать вопреки его совести.

Сочувствие и сострадание как «противоядие» эгоизму

Чувство стыда присуще всем людям. Ч. Дарвин специально изучал его проявления у разных народов земного шара и пришел к выводу о его всеобщности, хотя индивидуально у людей оно развито по-разному. Зависит это прежде всего от того, в какой мере в процессе развития ребенка и его воспитания уделялось внимание развитию этого чувства. Все дети рождаются со своего рода способностью испытывать чувство стыда, а вот уже от нас, родителей, будет зависеть то, как мы разовьем эту способность.

Когда же, на каком этапе развития ребенка у него начинает формироваться чувство стыда? Первые внешние проявления, напоминающие чувство стыда, появляются очень рано: малыш смущается, прячется за мать, когда к нему обратится незнакомый человек. Но, конечно, это еще далеко не истинное чувство стыда, а скорее робость, смущенность, замешательство. Ведь стыд всегда связан с чувством вины, осознанием какой-то неправильности в своем поведении, пониманием того, что поступок оценивается окружающими отрицательно. В том же, что ребенка привлекают к общению, пытаются его «разговорить», обращают на него внимание, провинности со стороны ребенка нет, хотя внешняя форма его реагирования очень напоминает и чувство стыда, и чувство страха. Возможно, где-то вначале эти чувства слиты воедино, а лишь затем начинают дифференцироваться: страх превращается во внешний тормоз поступков человека, стыд становится внутренним регулятором поведения. И потому эти первоначальные проявления робости-смущенности не нужно угашать, так как это первые ростки двух мощных чувств, регулирующих поведение. И чувство страха ребенку нужно, потому что оно оберегает от опасности, поддерживает инстинкт самосохранения, и тем более ему необходимо чувство стыда, потому что оно оберегает от поступков, противоречащих нормам морали.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay