Грудной период

Грудной период

В возрасте от двух месяцев до года ребенок интенсивно развивается, растет, прибавляет в весе. Рост в среднем за первый год увеличивается на 25 см, масса утраивается. Ребенок начинает самостоятельно сидеть, затем стоять и ходить. На первом году жизни происходит формирование основ психической деятельности, активно развивается слуховое и зрительное восприятие, формируются зачатки игровой деятельности, появляются гуление и лепет, первые попытки общения с окружающими.

Развитие ребенка — сложный, сугубо индивидуальный процесс. Один ребенок быстро прибавляет в весе, становится крупным здоровяком; другой — маленький, худенький; третий опережает своих сверстников в развитии координации движений, четвертый раньше сверстников начинает держать головку, вставать на ножки, ходить, но он может позже начать говорить. Все эти индивидуальные особенности не должны огорчать родителей. Ребенок наследует от родителей различные физические и психические черты: телосложение, рост, аппетит, время становления двигательных и речевых функций и т. д. Однако существуют некоторые заболевания нервной и эндокринной систем, которые могут приостановить или замедлить развитие, поэтому родители должны зорко следить за развитием ребенка, обращать внимание на любое отклонение и регулярно посещать врача. Умственное и эмоциональное развитие ребенка в большой мере зависит от окружающей среды. Начиная с первого месяца жизни, по мере дифференцирования центральной нервной системы постепенно развиваются условные рефлексы, сначала простые, например рефлекс на положение при кормлении, но уже с третьего месяца жизни ребенка они значительно усложняются. Несмотря на то, что грудной ребенок больше спит, чем бодрствует, восприятие различных раздражителей и контакт с окружающим его миром постоянно осуществляются и имеют большое значение. Недостаток и однообразие раздражителей существенно сказываются на дальнейшем умственном развитии ребенка.

К двум-трем месяцам ребенок устойчиво фиксирует взгляд, следит за движением предмета, поворачивает голову к источнику звука, света, на разговор с ним отвечает активными движениями рук и ног, улыбкой. Начиная с трех месяцев ребенок прислушивается к обращенной к нему речи, различает тон голоса, улыбается при доброжелательной речи и плачет, если на него кричат или говорят с ним сурово. В этот период ребенок почти не обращает внимания на изменение окружающей обстановки, мало реагирует на незнакомых ему людей, он улыбается всем, кто с ним ласково разговаривает. Постепенно у него проявляется активный интерес к окружающему, новому, он начинает узнавать окружающих, у него возникают потребности в общении со взрослыми, первые навыки предметной игровой деятельности. Во второй половине первого года жизни нормально развивающийся ребенок интересуется игрушками, путем ощупывания изучает их свойства, внимательно их рассматривает, бросает на пол и с интересом следит за их движением, различает игрушки. Игра для ребенка становится ведущей формой психической деятельности. В этом возрасте уже происходит первичное обучение, которое служит фундаментом для более сложных форм последующего обучения. Многие исследователи утверждают, что период первичного обучения является в известном смысле критическим и если в этот период ребенок не получает достаточного количества нужных раздражителей и информации, то у него задерживается формирование необходимых навыков предметной и игровой деятельности. Основные свойства личности закладываются в самом раннем возрасте.

Главное для нормального развития психических процессов в этом возрасте — то, что ребенок, начиная познавать действительность с изучения внешнего мира, постепенно переходит к изучению самого себя. Так, уже с первых месяцев жизни ребенок познает части своего тела; рассматривает свои ручки, шевеля при этом пальчиками, сжимая их Б кулачок, и т. д. К году малыш уже с интересом изучает себя в зеркале, начинает узнавать себя (первичная идентификация).

Если ребенок будет расти в атмосфере разумной нежности, любви, последовательной требовательности и твердости родителей, он сохранит на всю жизнь заложенные в нем хорошие, добрые качества души, дружелюбное отношение к людям.

У здорового ребенка с 2—3 месяцев, а у некоторых и раньше, появляются первые голосовые упражнения — гуление, т. е. нечленораздельное сочетание гортанных и губных звуков (мг, агу и т. д.). Эти первые звуки носят неосознанный рефлекторный характер, они еще не являются речью, но оказывают большое влияние на ее развитие: устанавливается связь между органом слуха и соответствующей зоной в головном мозгу. Эта связь в последующем обусловливает подражательную речь малыша. Гулением ребенок выражает свои положительные эмоции.

В 5—6 месяцев появляется лепетная речь. Звуки становятся членораздельными, складываются в слоги: ба, па, ма и т. д. Малыш способен многократно повторять один и тот же звук в течение короткого отрезка времени, при этом он прислушивается к своему голосу, меняет темп, громкость и т. д. Лепет он сопровождает живой, меняющейся мимикой, различными жестами. Эти голосовые упражнения отражают радостное настроение малыша, характеризуют его спокойное внутреннее состояние. Гуление и лепет — показатели здоровья, нормального развития психики. Больной, голодный или озябший ребенок не будет гулить и лепетать.

Отсутствие достаточного контакта между взрослыми и ребенком также тормозит развитие психической сферы и речи. Ребенок еще не понимает содержания обращенной к нему речи, но улавливает интонацию, улыбку, мимику, жесты говорящего, следит за движением его губ, мимикой и отвечает соответствующим жестом, улыбкой, звуком.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay