Поразительная наблюдательность детей

Навыки активного познания среды

С шести месяцев ребенок начинает интенсивнее выражать свои желания и требования при помощи более конкретной мимики и жестов, звуковых реакций. Постепенно звуковые реакции становятся отчетливее и разнообразнее. В 7—8 месяцев ребенок понимает отдельные слова и выражения. Затем он произносит первые слова, состоящие из одинаковых парных слогов, например: ма-ма, па-па, ба-ба и т. д. Постепенно увеличивается пассивный и активный словарь ребенка.

К году, когда ребенок начинает ходить, у него вырабатываются навыки активного познания среды. Двигаясь самостоятельно, он натыкается на незнакомые предметы, разглядывает, ощупывает их и даже пробует на вкус. Развитие двигательной сферы чаще всего идет параллельно с развитием речи. Разнообразные движения обогащают запас представлений ребенка и создают возможность их связей. Особую форму деятельности в этом возрасте представляет подражание. Активный словарь нормально развивающегося годовалого ребенка составляет 10—12 слов, а пассивный — около 50. Первые произносимые слова просты: названия предметов, вещей, имена лиц, которые ребенка окружают, с которыми он общается, которые имеют для него личное значение. Однако как в физическом и двигательном развитии, так и в развитии речи есть индивидуальные особенности. Одни дети начинают говорить рано, другие позже. Важную роль в развитии речи играет домашнее окружение и общение с ребенком. Нужно разговаривать с ним, организовывать игры, в ходе которых называть предметы, действия, задавать вопросы, неоднократно все повторяя. Слова следует подбирать простые, доступные пониманию ребенка, фразы должны быть недлинными, с ударением на главном слове, чтобы ребенок смог понять смысл предложения. Говорить рекомендуется неторопливо, чтобы ребенок мог запомнить новые слова. Не следует взрослым самим постоянно говорить и командовать ребенком, это лишает его инициативы; целесообразно вовлекать его в беседу.

Нервные проявления у детей грудного возраста. У детей до года могут наблюдаться нервные проявления, типичные для этого возраста: вздрагивание и дрожание, легкие судорожные подергивания конечностей во сне. Они не должны вызывать особой тревоги у родителей. Подобные проявления указывают на то, что головной мозг ребенка еще незрел. Со временем они исчезнут. У одних детей такие проявления наблюдаются крайне редко, у других — чаще. Все это индивидуальные особенности нервной системы.

В грудном возрасте у малыша может наблюдаться временное нарушение высшей нервной деятельности, так называемая нервозность. При этом дети ведут себя различно: одни чрезмерно возбудимы, беспокойны, капризны, другие — вялы, боязливы, пассивны. Такие дети обычно с большим трудом засыпают, спят беспокойно, нередко просыпаются с плачем и криком. У многих нервных детей возникают различные нарушения в деятельности внутренних органов. Чаще всего исчезает аппетит, бывает частое срыгивание и даже рвота.

Причины нервности в грудном возрасте различны: острые и хронические заболевания (грипп, пороки сердца, родовые травмы), неправильный режим, неблагоприятная обстановка в семье, неожиданная перемена обстановки, испуг, незнакомые явления (внезапный яркий свет, громкие звуки радио, телевизора, новая незнакомая игрушка и т. д.).

Реакция испуга легко возникает во время какого-либо заболевания или после него, когда организм ребенка ослаблен. Поэтому родители должны оберегать ребенка от сильных зрительных и слуховых раздражителей. Целесообразно постепенно расширять его кругозор, планомерно знакомить с новыми игрушками, предметами, домашними животными, явлениями жизни и природы.

У детей грудного возраста при различных заболеваниях, особенно инфекционных, отмечается склонность к диффузным, общим реакциям со стороны центральной нервной системы. К таким реакциям чаще всего относят «судорожные состояния». Первая судорожная реакция нередко возникает при высокой температуре, но в дальнейшем приступы судорог могут повторяться при каждом повышении температуры. Поэтому очень важно предупреждать инфекционные заболевания и повышение температуры тела ребенка. В большинстве случаев инфекционные судороги со временем прекращаются. Однако в некоторых случаях они начинают появляться и вне инфекционного заболевания или повышения температуры. За ребенком, страдающим судорожными состояниями, должен систематически наблюдать психоневролог.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay