Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

В период от трех до семи лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются мировоззрение, представление об окружающем, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка, отличающаяся от самооценки детей раннего возраста. Дети пытаются оценивать свое поведение, исходя из своих действий и оценки взрослых.

Постепенно с развитием психики изменяется мотив игры, формируются новые мотивы, изменяются их психологические формы. Основной мотив игры — исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый, чаще мать, отец, воспитатели.

Психологи и педагоги указывают на большое значение игры в развитии психической деятельности ребенка. В основе отечественной теории детской игры лежит представление о ее социальной природе русский психолог Д. Б. Эльконин расценивает игру как особый тип деятельности ребенка, воплощающей в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.

В структуре игровой деятельности психологи выделяют два компонента: сюжет и содержание.

Сюжет игры — это действительность, которая воспроизводится детьми во время игры. Содержание — это воспроизведение ребенком центрального момента его деятельности и отношений между взрослыми. Игра — это первая ступень трудового воспитания. Родители должны изучать характер самостоятельной игры малыша, активно включаться в индивидуальную игру или создавать коллективную. Большое значение следует придавать подбору игрушек и игр, заботясь о том, чтобы планомерно расширять познания, навыки и речь малыша.

У аномально развивающегося ребенка происходит перестройка в сложной системе взаимоотношений между окружающими его взрослыми и сверстниками, что всегда отражается на форме игровой деятельности. Родители, заметив появившиеся отклонения в игровой деятельности, должны обратиться к врачу. Своевременное выявление нарушения игровой деятельности способствует ранней диагностике и лечению психического расстройства, созданию оптимальных условий для воспитания и обучения больного ребенка.

От 3 до 5 лет происходит наиболее продуктивное развитие речи. Ребенок располагает значительным словарным запасом (2000—3000 слов), Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит развитие смысловой стороны речи. Постепенно исчезают инверсии, явления физиологического косноязычия, которое проявляется главным образом в неправильном произношении некоторых звуков. К 5—6 годам большинство детей овладевает звукопроизношением, но у некоторых отмечаются более или менее стойкие искажения звуков.

Знание закономерностей нормального развития речи дает родителям возможность своевременно заметить нарушения и обратиться к врачу.

В дошкольном возрасте наиболее часто наблюдаются формы нарушения речи, известные под названием «задержка речевого развития» или «недоразвитие речи», причиной которых могут быть не только остаточные явления перенесенного заболевания головного мозга, но и неправильное речевое воспитание в семье. При этих нарушениях искажено произношение групп звуков или отдельных звуков. Первые признаки задержки речевого развития можно заметить уже на втором году жизни, но особенно четко они проявляются от 3 до 7 лет.

Ребенка дошкольного возраста интересует все, он очень любознателен и задает много вопросов, требуя немедленного ответа. Попытки отмахнуться от вопросов ребенка, ссылки на занятость, неправильные объяснения, заведомо ложные версии могут привести к печальным результатам.

В этом возрасте ребенок продолжает быть неутомимым исследователем. Родители не должны постоянно одергивать его, все запрещать. Ребенок может стать робким, пугливым или начнет хитрить, будет брать вещи втихомолку в отсутствие родителей. Но плохо, когда ребенку все дозволено и он знает, что стоит ему заплакать, как получит желаемую вещь.

В этом возрасте детей необходимо не только снабжать нужными вещами, но и располагать предметы так, чтобы пользоваться ими было удобно. Особенно нужны игрушки, которые расширяют познание. Подбирать игрушки и игры следует с учетом возраста и индивидуальных интересов ребенка.

Дети очень любят слушать сказки, рассказы. Рассказ занимает малыша больше, чем чтение вслух. Во время рассказа устанавливаются понимание и близость между рассказчиком и ребенком. Не все взрослые умеют интересно, просто, доступно рассказывать. Однако это умение при желании можно развить.

Постепенно изменяется характер взаимоотношений ребенка со взрослыми. Продолжается формирование многих социальных норм и трудовых навыков, ребенок проходит огромный путь познания и к концу дошкольного периода способен приступить к занятиям в школе.

Задача родителей — постоянно заботиться о выработке у ребенка нравственных норм поведения, привычек, умения сосредоточенно трудиться, выполнять соответствующие возрасту обязанности. Нужно настойчиво и терпеливо добиваться добросовестного выполнения ребенком порученного ему задания: убрать разбросанные игрушки, сложить аккуратно вещи перед сном, подклеить разорванную книгу, постирать носочки и т. д. Если ребенок с малых лет привыкнет за собой убирать, то эта привычка закрепится, выработается навык. Главное, чтобы родители сумели надлежащим образом оценить труд ребенка. 

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay