В дошкольном возрасте появляется интерес к водопроводным кранам, железнодорожным рельсам, номерам телефонов, сложным для их понимания иностранным словам, условным обозначениям и т. д. Необычные увлечения сопровождаются патологическим фантазированием, в содержании которого причудливо переплетаются реальная действительность и отрывочные сведения из услышанных разговоров, сказок, рассказов, радио- и телевизионных передач, кинофильмов. Нередко содержание фантазий носит агрессивный характер, дети приписывают себе всевозможные пороки. Они могут ежедневно в течение многих месяцев, а иногда и нескольких лет рассказывать истории об убийствах, поджогах, называя себя участниками «ужасов». Многие дети испытывают различные страхи: одиночества, темноты, высоты, открытых пространств и т. д., у некоторых страхи носят своеобразный характер: боятся увядших цветов, электрических лампочек, свечей.
В детском коллективе такие дети держатся обособленно, не принимают участия в жизни группы детского сада, в общие игры не включаются, у них отсутствует присущее нормально развивающимся дошкольникам желание заслужить одобрение, похвалу. Во время беседы на собеседника не смотрят, избегают пристального взгляда. Дети часами совершают однообразные действия: перебирают бумажки, перекладывают с места на место спичечные коробки, наливают и выливают воду из посуды, вертят в руках веревочку, ниточку или тряпочку или постоянно держат в руках палочку, не разрешают ее выбрасывать даже тогда, когда она становится грязной. Эти дети проявляют повышенный интерес к бытовым предметам, не имеющим игрового назначения (кастрюлям, банкам, гвоздям и т. д.). В игре не проявляют активности, стремлений к новым познаниям, не берут на себя какой-либо роли, игра их носит однообразный характер, причем сюжет ее не меняется в течение ряда лет. Игровая деятельность у большинства таких детей прерывается особыми, часто повторяющимися движениями (вычурными манипуляциями рук, прыжками, бегом и т. д.), Любая попытка взрослых изменить игру, внести в нее познавательный элемент вызывает у ребенка протест, недовольство, еще большую обособленность. Особенности игры ребенка, страдающего аутизмом, нарушают формирование сложных механизмов волевого поведения, задерживают развитие познавательной деятельности, что отрицательно сказывается на школьном обучении.
Некоторые авторы отмечают неравномерность развития двигательной сферы детей с аутическим синдромом, например своевременное развитие крупных двигательных актов и задержки развития тонкой моторики кистей рук, стереотипии и т. д., что объясняется замедленным созреванием некоторых мозговых центров, контролирующих сложные двигательные функции.
Родители нередко обнаруживают, что с возрастом движения у детей становятся менее пластичными, появляется угловатость, неловкость, при ходьбе отсутствуют содружественные движения рук; дети передвигаются как манекены. Почти у всех детей с ранним аутизмом значительно задерживается формирование элементарных навыков самообслуживания: дети долго не умеют самостоятельно есть, умываться, одеваться. В то же время у некоторых из них проявляется грациозность, они ловко выполняют целенаправленные движения.
Двигательные нарушения в большинстве случаев постепенно исчезают, иногда сохраняются в подростковом периоде.
Игровая деятельность при аутизме
Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Фото: Коллекция/iStock, Pixabay