Мать и отец у колыбели

Мать и отец у колыбели

Теперь о распределении ролей у колыбели. Тут есть споры, борьба мнений, борьба личных интересов… как при любом распределении ролей.

Нет нужды говорить, каким ореолом окружено слово «мать», как оно весомо и светло звучит. Веками закреплено убеждение, что «родную мать никто не заменит». И данные современной науки по-своему подтверждают этот вывод, продиктованный бытовой мудростью.

Вот что пишут специалисты:

«Совершенно ясно, что при недостатке материнского ухода развитие ребенка почти всегда задержано — психически, интеллектуально и социально… У многих детей эти нарушения остаются на всю жизнь… Некоторые исследователи считают, что после трех месяцев разлуки с матерью наступают качественные изменения, которые нельзя уже полностью устранить… Всем детям до семи лет грозит опасность отстать в развитии, если они испытают такое лишение».

Цитата взята у английского психолога Д. Боулби, крайнего сторонника теории «полной незаменимости матери». Приверженцы противоположной точки зрения заявляют другое: нет между матерью и ребенком ничего неуловимого, никакого таинственного контакта, его выдумали эгоистичные мужчины, которые прикрываются незаменимостью женщины, увиливая от своей доли отцовских забот.

На наш взгляд, сводить домашнее окружение младенца к одной матери неверно. Но полагать, будто с ролью матери успешно справились бы, скажем, механическая соска и автомат для стирки пеленок — тоже неверно. «Материнство» — это синоним ласки, любви, внимания, преданности, которые необходимы малышу не только со стороны матери, но и со стороны всех близких людей. И отцу устраняться от общения со своим чадом не годится.

Однако существует ли вообще серьезный повод для спора? Вот достаточно расширится и усовершенствуется сеть детских учреждений, раскрепостит наконец мать и отца, отпустит на волю бабушку и дедушку и навсегда покончит с жалобным объявлением «Ищу няню…»

Увы, нет. И дело не в недостатках системы общественного воспитания, недостатки-то под силу устранить.

Дело в особом, ни с чем не сравнимом значении семьи для маленького человека.

«Устройство» ее таково, что это — единственное место, где дитя способно нормально осуществить эмоциональный «старт». Семья — школа чувств. Здесь эмоции рождаются, усложняются и крепнут в родственном общении.

Наблюдения над детьми, выросшими, например, с младенчества в детских домах, убеждают, что путь к богатым эмоциональным переживаниям для них очень затруднен. В подростковом и юношеском возрасте связи их с окружающими упрощены, лишены глубины, подлинного тепла и как бы подражательны.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay