Период раннего детства

Период раннего детства

Период раннего детства (от одного года до трех лет) качественно отличается от грудного. Происходит огромный скачок в психическом развитии малыша, в результате чего коренным образом меняется характер его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Это уже не беспомощное существо, полностью зависящее от взрослых. Малыш способен сам удовлетворять многие свои потребности.

К году ребенок начинает самостоятельно ходить, бурно развивается его познавательная деятельность, фразовая речь, интеллект, навыки самообслуживания, первые проявления творческой деятельности.

В этом возрасте появляются активность, стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Здоровый годовалый ребенок, если не спит, минуты не сидит на месте, залезает под стол, стулья, кровать, все трогает, вытаскивает посуду из кухонных шкафов, стягивает скатерть со стола, засовывает пальчик во все дырочки, все тянет в рот и т. д. Малыш не только трогает вещи, но и занимается ими, сравнивает их. Таким образом он постепенно познает размеры и форму окружающих его вещей.

До недавнего времени считали, что ребенка нельзя принуждать к какой-либо деятельности, если он не чувствует себя к ней готовым. Зрелость к приобретению тех или иных знаний рассматривалась как внутренний процесс, не требующий вмешательства извне. Воспитатель, придерживающийся такой точки зрения, пассивно направлял поведение ребенка по нужному руслу.

В настоящее время ученые считают, что воспитанием ребенка нужно заниматься активно с раннего возраста. Родители должны помочь ребенку расширять круг представлений о внешнем мире, а это неразрывно связано с правильной организацией окружающей обстановки. Надо приспособлять уже существующую обстановку, обновлять и изменять ее. Умело подобранные игрушки, игры, картины, книги способствуют психическому развитию ребенка. Правильно организованная обстановка является фундаментом, на котором строится воспитание. При кажущейся самостоятельности ребенок еще не может долго находиться один. Ему уже знакомы чувства привязанности, зависимости, радости, гнева, удивления. Позже появляются зачатки таких сложных чувств, как любовь, ревность и стыд.

Если на первом году жизни ребенок больше общается с матерью, то на втором у него появляется желание расширить контакты, его влечет к детскому обществу. Он охотнее общается со старшими детьми, чем со сверстниками, что способствует более быстрому развитию речи и других психических процессов.

В возрасте 1,5—2,5 лет малыш, как правило, общителен, дружелюбен, быстро и легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, редко испытывает чувство страха. Охотно занимает себя игрой, которая в этом возрасте становится специфической формой творческой деятельности. В игре ребенок приобретает знания, умения, получает сведения об окружающих предметах, выясняет функциональные их свойства, подражает взрослым, учится активно, творчески действовать предметами.

В этом возрасте формируются навыки самообслуживания и, овладев ими, дети предпочитают сами одеваться, умываться, есть. Родители должны поощрять стремление ребенка к самостоятельности, терпеливо ждать, пока ребенок сам поест, оденется.

На втором году жизни ребенок понимает смысл большинства конкретных слов, в особенности существительных и глаголов, его словарный запас в среднем составляет 200—400 слов, он произносит короткие, простые фразы, К трем годам активный словарный запас значительно увеличивается, составляет 1200—1500 слов. Постепенно ребенок усваивает грамматический строй речи, употребляет местоимения, прилагательные, наречия; предложения становятся распространенными, сложными.

К трем годам в основном завершается процесс формирования речи. Малыш легко понимает разговорную речь, соответствующую уровню его развития, может прочесть наизусть стихотворение, пересказать прочитанную сказку, рассказать о виденном и слышанном и т. д. 
В 2,5—3 года происходит постижение своего «я», ребенок начинает грамматически правильно использовать местоимение «я». Появляется требование «я сам», которое нередко расценивается взрослыми как своеволие. Возрастают и требования, предъявляемые к ребенку, что иногда вызывает проявление упрямства, протеста, негативизма. Наблюдающийся в этом возрасте негативизм нельзя расценивать как непослушание. Это реакция защиты, способ самоутверждения. Если родители пытаются подавлять инициативу ребенка, то возникает реакция протеста, которая иногда переходит в конфликтную ситуацию. У ребенка вырабатывается так называемое негативистское поведение — постоянный протест против всего, что ему предлагают сделать взрослые. Этот протест может проявляться как в семье, так и в детском саду. Свой протест ребенок выражает либо отказом выполнять требуемое, либо начинает плакать, кричать, топать ногами, падает на пол и бьется ногами и руками об пол.

Особенно неблагоприятное воздействие оказывают на личность ребенка противоречивые требования родителей. Нередко один из родителей чрезмерно строг и требует полного подчинения ребенка своей воле, другой же потакает его прихотям. Ребенок начинает приспосабливаться, становится неискренним, у него вырабатываются дурные привычки. Такое воспитание может привести к перенапряжению нервной системы и возникновению невротического состояния. Иногда родители находятся в подчинении у ребенка. Это приводит к тому, что в семье растет маленький деспот.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay