Чрезмерные надежды на разговоры

Чрезмерные надежды на разговоры

Иронически описал Макаренко любителей воспитывать с голоса: «Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям — задача невероятно трудная… Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на разговоры». Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.

Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли».

Вывод: не переоценивайте влияния нотаций, приучайтесь к краткости, пресекайте в себе взрывы красноречия. Стремитесь втянуть ребенка в диалог — услышать его, понять, вызвать к жизни его собственные скрытые силы. Тогда, может быть, ваши слова включат бездействующие в нем механизмы.

И чем меньше ребенок, тем немногословнее должны быть родительские внушения. Малыш отличается от взрослых слабым еще развитием второй сигнальной системы. Поток, водопад фраз выглядит для него совсем иначе, чем для говорящего. Он просто не способен еще долго сосредоточенно слушать и осмысливать обращенные к нему наставления.

Вот сидит мальчонка лет пяти, его прорабатывают. Вид внимательный, но почему-то одно ухо прикрыл ладошкой. Наконец не выдерживает:

– Мама, а почему ты не спросишь, зачем я ухо закрываю?

– А зачем я должна это спрашивать? — несколько обижается мать, прерванная на пышной тираде.

– Потому что у меня есть ответ!

– Ну хорошо. Зачем же ты закрыл одно ухо?

– А чтобы из него не вылетало то, что в другое влетает! — торжествуя, сияя глазами, отвечает он. 
Прикиньте, сколько малыш усвоил из речей матери, пока сидел и нетерпеливо ждал, когда ж она спросит про ухо и можно будет похвастаться замечательной выдумкой?! Он уже, наверное, и забыл, из-за чего весь сыр-бор…

В старшем возрасте ребенок в состоянии и выслушать и понять. Но если родители занимаются словоизлияниями часто, если однообразно повторяют избитые места, у подростка вырабатывается иммунитет вообще к любому виду словесного поучения.

А ведь в жизни всегда есть чему поучиться у других. И способность с интересом, с жадностью слушать умных людей, не чувствуя раздражения от мысли «А не пытаются ли мне что-то навязать?” — большое достоинство.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay