Ориентация на дурное

Ориентация на дурное

Второе «но» словесного воспитания — ориентация на дурное.

Заметьте, поводом для педагогических упражнений становятся лишь провинности. Никто не заводит длинных разговоров о хороших деяниях. Хорошее кажется нормальным, так и надо. «Давай-ка потолкуем. Хочу тебе объяснить, что ты молодец. Хотя была свобода выбора, и легче было поступить скверно, ты устоял и сделал хорошо…» Так ведь не воспитывают, верно? Преобладает разнос.

Ребенка вечно тычут носом в грехи, ошибки, недостатки. Негативность сентенций, стремление вразумить «от противного» порождает все усиливающееся сопротивление малыша, а тем более подростка. Его психология такова, что постоянных унижений, развенчаний он не переносит. Ему необходима уверенность в себе, в будущем, в возможности овладения миром. Одна из насущных детских целей — самоутверждение.

И потому нельзя каждый божий день твердить: «Ты ничего из себя не представляешь… ты опять не сумел, не смог, нарушил, оплошал… из тебя ничего не выйдет… ты глуп… ты соплив… уж молчи… бери лучше пример с Коли (с Маши)…» Ребенок не согласится жить с ощущением своей неполноценности. В нем сработает защитный рефлекс, он перестанет вам верить и принимать к сердцу ваши обвинения и укоризны. У него просто нет иного выхода, так уж он устроен.

Даже дрессируя зверей, строго дозируют ласку и таску. А здесь человек! Как же не обратить внимание на то, что в нем ценно, достойно? Как не похвалить хотя бы и за мелкую победу над ленью, безволием, дурной привычкой? Нет, даже и старание, успех родитель-негативщик оборачивает в почти-упрек: «Видишь, ведь можешь, когда захочешь!”

Ростки хорошего крепнут, лишь когда их выхаживают. Мы говорим не о материальном поощрении и не о положительно окрашенных проповедях вместо проповедей, окрашенных отрицательно. Но ребенок должен видеть, что его усилие замечено, одобрено, записано ему в плюс и будет учтено при дальнейшем к нему отношении.

Третье «но» касается смертельного порока домашней педагогики — противоречия слова и дела.

Великую силу может иметь мудрое слово, сказанное в нужный момент, верно и метко нацеленное. Оно может запасть в память, властно взять за сердце, открыть глаза, толкнуть на борьбу и преодоления. Но как много надо иметь за душой, чтобы сказать именно его — простое и единственное! И произнести его должен человек, обладающий на то моральным правом. В иных же устах любое слово — пустой звук. Несоответствие фразы и поступка бывает открытым: «Ты с отца пример не бери, у отца так судьба сложилась, что…» Но бесполезно требовать от детей того, что мы сами избегаем, ленимся, не хотим заставить себя делать. По формуле «Делай то, что я говорю, но не делай того, что я делаю» ничему путному не научишь.

Однако, если противоречие и замаскировано, ребята безошибочно угадывают его, и оно оказывается не менее ядовитым. Справедливые, верные, умные наставления, исходящие от несостоятельных родителей, бывают безнадежно скомпрометированы еще до того, как те открыли рот. Походя, между прочим, такие папы и мамы дискредитируют высокие истины, и у ребят постепенно вырабатывается предубеждение против красивых слов вообще. А это может иметь самые далекие и печальные последствия.

Как денежная купюра обеспечивается золотом, так слово — нравственными ценностями.

Итак, искусство воспитания словом — действительно искусство. Даже и полновесное, не вступающее в конфликт с поведением родителей слово — не слишком надежное педагогическое средство.

«Глаголом жечь сердца людей» — занятие сложное. Не уповайте на неотразимость своих доводов, на красноречие. Не обольщайтесь. Ваша главная педагогическая ставка — жизнь.

 

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay