Укрепление физического здоровья

Укрепление физического здоровья

Большое внимание нужно уделять укреплению физического здоровья. Умственно отсталые дети нередко отстают и в физическом развитии, у некоторых из них имеются различные аномалии внутренних органов, они больше подвержены различным инфекционным заболеваниям. Поэтому большое значение имеют правильный режим дня, гигиеническая гимнастика, своевременный достаточный сон, пребывание на свежем воздухе и, конечно, постоянное наблюдение врача.

Несмотря на то, что в нашей стране достаточно вспомогательных школ-интернатов, некоторые младшие школьники, нуждающиеся в специальном обучении, учатся в массовой школе. Одна из причин этого — непонимание родителями того, что их ребенок умственно отсталый, другая — предвзятое отношение к вспомогательной школе. Родители ошибочно воспринимают вспомогательную школу как детское учреждение для умственно неполноценных, где дети только содержатся и где отсутствуют учебно-трудовые процессы. Нередко родители понимают, что их ребенок отстает в психическом развитии от сверстников, однако им кажется, что во вспомогательной школе обучаются дети с более грубыми нарушениями психической деятельности, чем у их ребенка, и общение с ними повредит ребенку, затормозит его развитие. Вопреки совету специалистов, по настоянию родителей умственно отсталого определяют в массовую школу, где он становится стойко неуспевающим. Преподаватели массовой школы и районные психоневрологи вынуждены направлять неуспевающего умственно отсталого ребенка на медико-педагогическую комиссию, чем нередко вызывают недоумение, недовольство родителей.

Некоторые родители, несмотря на заключение медико-педагогической комиссии, отказываются от перевода умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу. В результате он безуспешно продолжает посещать общеобразовательную школу, не справляясь с учебной программой, остается на второй год, а затем его все же переводят с большим опозданием во вспомогательную школу. Эти родители наносят большой ущерб физическому и психическому развитию ребенка, так как в массовой школе нет условий для коррекции интеллектуального дефекта. Вспомогательная школа — не только учебное, но и лечебное учреждение, В ней предусмотрены занятия по коррекции дефектов моторики и речи. Особое внимание уделяют формированию двигательных навыков, технике письма и чтения младших школьников, обучению их счетным операциям. С первых дней пребывания ребенка во вспомогательной школе-интернате начинается изучение его общего развития, особенностей интеллектуальной деятельности, учебных навыков, работоспособности, поведения. На основании полученных данных определяют методы коррекционного обучения и воспитания.

В процессе занятий и во внеурочное время в школе формируют необходимые навыки: подчинение школьным требованиям, трудолюбие, исполнительность, добросовестность. Большое внимание уделяют профессионально-трудовому обучению. В зависимости от интересов и способностей дети-олигофрены обучаются столярному, слесарному, картонажному, швейному делу и т. д. 
Учитывая особенности личности этой категории аномальных детей (внушаемость, несамостоятельность, малая активность и др.), родители должны стимулировать активность ребенка к трудовой деятельности, особенно в подростковом возрасте. При неблагоприятных условиях среды легко наступает ухудшение психического состояния, приводящее к бродяжничеству, асоциальным поступкам, правонарушениям.

Поделиться:
Беседовал Александр Потапенко
Беседовал Александр Потапенко

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay